Страстная пятница. Днесь висит на древе
Апрель 12th 2012 -
Хор Троице-Сергиевой лавры
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Не яко иудее празднуем, ибо Пасха наша за ны пожреся Христос: но очистим сами себе от всякия скверны и чисто помолимся Ему: воскресни, Господи, спаси нас, яко Человеколюбец.
Крест Твой, Господи, жизнь и заступление людем Твоим есть, и нань надеющеся, Тебе распятаго Бога нашего поем: помилуй нас.
“Днесь висит на древе” – перевод:
Хор Свято Данилова монастыря
В сей день висит на Древе Тот, Кто повесил землю на водах; венцом из терний венчается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую облачается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и всеславное Твое Воскресение!
Не будем подобно Иудеям праздновать: ибо Пасха наша, Христос Бог, был заклан за нас; но очистим себя от всякой скверны, и искренно помолимся Ему: «Воскресни, Господи, спаси нас, как Человеколюбец!»
Крест Твой, Господи — жизнь и воскресение для народа Твоего; и на него надеясь, Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем, помилуй нас.
В заключительную неделю перед Пасхой – Страстную Седмицу – церковь вспоминает крестный путь Спасителя, его искупительную Жертву. День Его страданий и смерти отмечен трагичной и скорбной службой «Двенадцати Евангелий». Это богослужение – Утреня Великой пятницы – совершалось с древних времен в ночь с четверга на пятницу. Ближе к современности службу перенесли на вечер четверга, сохранив порядок и структуру Утрени. «Двенадцать Евангелий» – двенадцать фрагментов из Нового Завета, повествующих о Тайной Вечере, предательстве Иуды и Распятия Иисуса Христа. Между отрывками находятся основные песнопения Утрени, в том числе антифоны (песнопения, получившие названия от традции “антифонного”, т.е. попеременного пения двумя хорами). В их основе традиционно лежат тексты псалмов, здесь же они заменяются песнопениями на основе текста Нового завета, раскрывающими богословское значение читаемых евангельских отрывков.
Песнопение «Днесь висит на древе» (тропарь 15 антифона) – драматический центр богослужения: «Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912).
История антифонов Великой Пятницы восходит к раннему христианству. Их прообразом и источником является поэма святителя Мелитона Сардийского «О Пасхе», жившего во II веке:
«Повесивший землю — повешен.
Распростерший небеса — распростерт.
Утвердивший все — утвержден на древе.
Владыка — оскорблен.
Бог — убит.
Царь Израилев — взят десницей израильской» (О Пасхе, 96).
Раннехристианский текст в дальнейшем дополнился и адаптировался к более современному поэтическому стилю, но сохранил своё смысловое зерно – Бог принял на себя страшное унижение, которое невозможно осмыслить:
«…в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки…» – Одевающего небо облаками Творца глумящиеся римские воины облачают в багряницу.
«…заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама…» – побои и надругательства принял Христос в доме первосвященника, Тот, Кто в реке Иордан своим крещением освободил Адама и весь человеческий род.
«…гвоздьми пригвоздися Жених Церковный...» – Христос назван Женихом Церкви по евангельской притче о 10 девах, ожидающих пришествие жениха. Девы – это души христиан, ожидающие пришествие Христа, «предобручившего Церковь».
«…копием прободеся Сын Девы…» – пронзили копьем умершего Христа, Сына Девы, которой предсказывал старец Симеон «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк, 2,35).
В разных гранях отображает антифон события Голгофы, показывая страшное сопоставление Божьего милосердия и человеческой жестокости, он все сильнее побуждает нас сопереживать и сострадать Христу. Потому, осознав и прочувствовав каждое слово, остаётся лишь восклицать: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение».
Словарь сложных слов:
Днесь – ныне, сегодня;
иже – тот;
заушение – удар;
прият – принял;
прободеся – пронзается;
Страстем – страданиям.
Метки: Страстная седмица