Сегодня Чистый понедельник – первый день говенья...
Февраль 15th 2010 -
«Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».
Начало Великого поста
По всему необъятному простору земель православных несется печальный и унылый звон колоколов. Все притаилось и притихло в какой-то сосредоточенности. В храмах, поникнув головой, стоит народ в предчувствии грядущего суда. И как вздох из людской груди раздается зов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Плачущий звук колоколов как бы напоминает ожидание приговора. И всплывает в мыслях нагромождение грехов, и страх сдавливает сердце. Но я еще жив. И проплывает в мыслях грешная молодость и зря растраченная энергия на пустое, а если и на полезное, то только животное, но не спасительное. И прилеплялось ко мне все дурное и укреплялось, а былая ревность по Богу ослабевала — да и была ли она? И в редкие часы, когда я оглядывал прошлое, мне становилось горько, печально, опутывало уныние. И чувствовал я себя на дне бездны, не находя в себе и в сделанном ничего достойного и даже ничего человеческого. Ушел я, Господи, от путей Твоих. И в ужасе я. И этот ужас рождает отчаянный вопль: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» И я еще жив только этим. Господи, дай мне сил хотя бы на эти вопли!
Покаянный канон св. Андрея Критского
Великий Канон Андрея Критского читаемый в понедельник первой седмицы Святаго и Великаго поста
В первые четыре дня первой седмицы на Великом повечерии читается канон преп, Андрея Критского. На первой седьмице – по частям, и на пятой — во всем объеме. В тропарях великого канона приводятся примеры из Ветхого и Нового Завета. И через них Святая Церковь призывает нас подражать праведным и благочестивым людям, избегать примеров нечестивых. После каждого тропаря, искл. последние, мы слышим дорогие, всегда близкие нашему сердцу слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Канон называется великим потому, что в нем много, около 250-ти отдельных стихов, называемых тропарями. Это зов к покаянию, и он назван именем св. Андрея Критского, своего составителя, великого пастыря VII века.
И не осуждати брата моего
Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную весть, — преображающую, исцеляющую и воскрешающую, — которую приносит нам Господь Пасхи.
Читать по теме: Проповедь протоиерея Александра Глебова в понедельник 1-й седмицы Великого поста
В Пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся, и не постившиеся должны насладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Христос. Но я думаю, что многие из вас по собственному опыту знают, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-христиански провели пост; насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в Церкви в Страстные и Пасхальные дни, если мы прошли через подвиг поста.
В Великом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок в течение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся шесть недель продержаться, никого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осуждения лишь во время Великого поста. Но поскольку мы осуждаем друг друга ежедневно, дадим себе шанс и возможность хотя бы на время замкнуть уста для всякого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражнения.
Епископ Иларион (Алфеев)
Метки: Андрей Критский, Великий Пост, Канон
Pages: 1 2