Исповедь и духовное руководство в Православной Церкви
Октябрь 3rd 2013 -
Иов (Геча), архимандрит
В наши дни в Православной Церкви можно встретить различное отношение к осуществлению таинства исповеди, в связи с чем возникает множество вопросов относительно практической стороны таинства. Для ответа на многие из них архимандрит Иов (Геча) обращается к истории данного таинства. Также автор рассматривает вопрос соотношения исповеди и духовного руководства. Отдельному рассмотрению подвергается терапевтический аспект исповеди. Статья публикуется в рамках дискуссии вокруг проекта документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Некоторые современные вопросы к очень древней практике
В настоящее время в Православной Церкви можно заметить великое разнообразие в практике исповеди. Прошедший не так давно коллоквиум[1] даже показал, что и само понимание исповеди может отличаться в разных местах. Различия в практике исповеди, которая имеет очень древнюю традицию, вызывают у современного человека большое количество вопросов:
Читать по теме: Подготовка ко Святому Причащению в иных поместных Православных Церквях в наши дни. иеромонах Клеопа, монастырь Петрас, Греция
Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса. Протоиерей Николай Балашов
Причастие без исповеди: Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)
Опыт построения исповеди по десяти заповедям. Первая заповедь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
1) Где совершается исповедь? В церкви или в какой-то отдельной комнате? Перед иконой или перед крестом и Евангелием? Стоит ли кающийся, или сидит? Должен ли кающийся стоять на коленях? В наши дни в большинстве украинских приходов священник принимает исповедь в церкви, и исповедающийся человек чаще всего стоит на коленях, тогда как в Греции, например, обычным является принятие исповеди в офисе, а исповедающийся сидит.
2) Какие разрешительные молитвы должны использоваться? Мы видим большое количество молитв в византийских евхологиях (сборниках молитв по различным требам). Некоторые из них используют депрекативную, «ходатайственную» формулу («Да простит Бог...»), в других употребляется индикативная, «утвердительная» формула («Я прощаю и разрешаю»), как, например, в Требнике св. Петра Могилы.
3) Нужно рассматривать исповедь как нечто обязательное или опциональное? Необходимо ли приходить на исповедь перед тем, как приступать ко причастию, или следует обращаться к Таинству Исповеди, когда человек считает, что он должен в чем-то исповедаться? Следует ли считать исповедь нормативной практикой, которую стоит рассматривать в качестве регулярной, или стоит связывать ее только с критическими моментами в жизни? Является ли исповедь необходимостью, как холодный душ, или возможностью, моментом, когда человек может ощутить божественную благодать? Однажды в одном приходе Западной Европы священник обязал пожилого прихожанина-грека прийти на исповедь. Этот пожилой человек был крайне возмущен и сказал священнику: «Отче, я состою в браке уже более пятидесяти лет и я ни разу не совершил прелюбодеяния. Мне не в чем исповедоваться!»
4) Насколько часто должна совершатсья исповедь? Перед каждым причащением или один раз в месяц? Несколько раз за год или один раз в году? Есть ли каноны, в которых говорится о регулярности исповеди? Должны ли мы только единожды приносить покаяние в каждом содеянном нами грехи, или мы можем исповедовать один и тот же грех несколько раз? По этому поводу, кстати, существует история, которую любят рассказывать своим студентам преподаватели пастырского богословия. Однажды восьмидесятилетняя старушка исповедовалась священнику в блудном грехе. Священник сказал ей: «Вообще-то, Вы уже исповедали этот грех и получили от меня разрешение». На что старушка ответила: «Я знаю, но так приятно вспомнить об этом!»
5) Сколько времени должна длиться исповедь? Одну минуту, три минуты, пятнадцать минут или полчаса? Когда она должна совершаться: перед Божественной Литургией? Накануне вечером перед Литургией? Независимо от Божественной Литургии? Очевидно, что когда тридцать человек стоят в очереди на исповедь за двадцать минут до начала Литургии, исповедь становится скорее формальностью, нежели Таинством.
6) В каком возрасте дети должны начинать приступать к Таинству Исповеди? Как им следут готовиться? Как они воспринимают исповедь: как нечто принудительное или как нечто, что они делают по собственной воле? Однажды некий священник приехал в очень древнюю церковь вместе со своими учениками из воскресной школы. Когда он показывал архитектурные особенности этой церкви, один из ребят подошел к нему и спросил: «Отче, а Вы не могли бы принять у меня исповедь в этой боковой часовне?»
7) Ожидает ли исповедающийся вопросов от священника, или он должен рассказать ему свои грехи сам? Входит ли в обязанности священника, принимающего исповедь, задавать вопросы, или он должен быть просто слушателем? Один епископ рассказывал мне как-то о своем опыте исповеди в монастыре неподалеку от Парижа. Это было после весьма длинного всенощного бдения, он был очень уставшим и голодным, но до того, как пойти на трапезу и отдохнуть, ему нужно было принять исповедь у пожилой женщины. Она начала снова рассказывать ему все те же грехи, которые исповедовала уже несколько раз до этого. Чувствуя себя без сил и желая сократить эту исповедь, епископ, который в то время был еще молодым священником, сказал ей: «Знаете, все это Вы мне уже говорили. Есть ли что-то еще, в чем Вы хотели бы покаяться?» На это пожилая женщина с раздражением ответила: «Пожалуйста, не перебивайте меня! Ваше дело не говорить, а слушать...»
8) Какое место в исповеди занимает епитимия? Можно ли буквально применять канонические предписания в наши дни? Должен ли исповедающийся ожидать, что он получит епитимию? Как епитимия воспринимается в наше время?
9) Может ли исповедь быть общей, или только индивидуальной? Мы знаем, например, что св. Иоанн Кронштадтский (XX век), к которому приходили сотни людей, практиковал общую исповедь. Должна ли исповедь совершаться перед народом, или наедине? Подразумевается ли в исповеди личный контакт, или ее можно совершить через переписку (письмо) или интернет? Нет ли риска при исповеди наедине, что священник может быть ложно обвинен в сексуальном домогательстве? Многие священники теперь боятся принимать людей на исповедь в пустой церкви или в своем офисе.
10) Что можно сказать о тайне исповеди? Во времена Петра Великого в имперской России священники должны были сообщить, если им становилось известно о заговоре против государства. Ожидается ли в наше время, что священник сообщит в полицию, если узнает о сексуальном насилии? Не так давно во Франции был вынесен приговор католическому епископу, не сообщившему в полицию о своем священнике, который был вовлечен в сексуальное преступление, хотя епископ знал об этом благодаря исповеди.
11) Кто может принимать исповедь? Может ли это быть любой священник, включая только что рукоположенных священников, или только специально назначенные епископом священники? До сегодняшнего дня в Греческой Церкви лишь очень небольшое количество священников имеет право принимать исповедь, так как это не связано с рукоположением. Священники начинают принимать исповедь только после получения особого благословения от епископа. Отсюда следуют два вопроса: какая подготовка необходима для того, чтобы принимать исповедь? Существует ли какой-то надзор за священниками, принимающими исповедь?
12) Как мы выбираем духовного отца? Должен ли это быть наш приходской священник в силу необходимости, или мы можем ходить на исповедь к другому священнику? Должны ли мы всегда исповедоваться одному и тому же священнику, или разным? Мне вспоминается, как однажды, когда я служил диаконом в соборе, я увидел людей, которые стояли в разных очередях на исповедь. И один молодой человек сказал мне: «Сегодня мне надо исповедаться побыстрее, поэтому я пойду вон к тому священнику...»
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7