Православный календарь 18 сентября (5 сентября ст.)
Сентябрь 17th 2021 -
День за днемъ.
«Богъ всякаго утѣшенiя, — утѣшающiй насъ во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утѣшать находящихся во всякой скорби тѣмъ же утѣшенiемъ, которымъ Богъ утѣшаетъ насъ самихъ». (2 Кор. 1, 3, 4).
Многочисленны и разнообразны способы, которыми «Богъ всякаго утѣшенiя» утѣшаетъ насъ. Иногда какое-нибудъ слово изъ священнаго Писанiя вдругъ освѣтитъ нашъ умъ и сердце: какъ свѣтлый солнечный лучъ, пробивающiйся сквозь тучи, это слово долго звучитъ въ нашемъ сердцѣ, ободряя, возвышая наши мрачныя мысли. Иногда участiе ближняго, теплое слово, высказанная намъ любовь согрѣваетъ нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всѣми; и любовь эта является намъ прообразомъ той вѣчной любви, которая окружаетъ насъ съ нашаго нашего рожденiя и до смертнаго часа. Нѣтъ той глубокой скорби, нѣтъ того мрачнаго дня, въ которые Господь не вливаетъ хотя малую долю утѣшенiя. Онъ не сразу отниметъ боль нашего сердца, — она нужна и полезна намъ, но Онъ облегчитъ ее Своимъ присутствiемъ. Будемъ только всегда ловить эти свѣтлые лучи, проникающiе къ намъ, не будемъ погружаться всецѣло въ наше горѣ, не будемъ унывать настолько, чтобы не замѣтить лучъ свѣта, пробивающiйся сквозь тучи. — Невольно спрашиваемъ мы себя иногда, почему нужна сердечная наша боль, поражающая всѣ струны нашего существа, почему все, что составляло наше счастiе, что наполняло нашу жизнь, мало помалу исчезаетъ, оставляя насъ одинокими, разбитыми! Не будемъ допускать такого вопроса, а будемъ искать глубокую цѣль всего случившагося въ этихъ словахъ апостола: «чтобы и мы могли утѣшать находящихся во всякой скорби».
Неужели мы не найдемъ облегченiя въ этой мысли? Горѣ было бы невыносимо при сознанiи, что оно безполезно, не нужно; о, не спрашивай никогда, почему? Та школа терпѣнiя и скорби, черезъ которую ты проходишь, имѣетъ свое особое назначенiе и, быть можетъ, придетъ время, когда Господь сподобитъ тебя утѣшить страждущаго брата тѣмъ утѣшенiемъ, которое ты прiобрѣлъ собственнымъ опытомъ. — Когда передъ тобою раскроется бездна чужого страданiя, ты будешь имѣть возможность облегчить его тѣмъ самымъ, что облегчило и твою безконечную скорбь, въ которой тебя не оставилъ Господь. Долготерпѣнiе Спасителя неисчерпаемо, Онъ терпитъ насъ годами, Онъ не перестаетъ слѣдить за нами шагъ за шагомъ, готовъ прощать наши слабости и отступленiя, и среди глубочайшаго мрака, среди самаго тернистаго пути, — «Отецъ Милосердiя и Богъ всякаго утѣшенiя... утѣшаетъ насъ самихъ».
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
Публикуется по изданию 1908 года
Древний Патерик
Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней
27. Один старец пребывал в дальней пустыне. Он имел родственницу, которая уже несколько лет желала видеть его. Тщательно разузнав, где находится старец, она пошла по направлению к пустыне, увидала там идущих с верблюдами и вошла с ними в пустыню. Ее влек туда диавол. Подошедши к двери старца, она объявила себя его родственницей и осталась у него. Был тогда другой отшельник, обитавший в нижней части пустыни. Он налил в сосуд воды, и во время трапезы его сосуд этот начал вертеться. По внушению Божию он сказал сам себе: пойду в пустыню и объявлю это старцу; и, вставши, он пошел. Когда настал вечер, он лег на пути в капище идолов и слышал ночью разговор демонов: в эту ночь мы вовлекли оного монаха-пустынника в любодеяние. Услышав это, он опечалился, пошел к этому старцу, нашел его сокрушенным и сказал ему: что мне делать, авва? Наливаю я себе сосуд воды, и во время трапезы он вертится. Старец говорит ему: ты пришел спросить меня о том, что вертится сосуд? А я что буду делать? Я нынешней ночью впал в любодеяние. Я узнал об этом, — отвечал тот. Как ты узнал? — спросил его старец. Я, — отвечал брат, — спал в капище идольском и слышал там разговор демонов о тебе. Тогда сказал старец: пойду я в мир. Но брат убеждал его, говоря: нет, отец, оставайся в этом месте, а женщину отошли отсюда — это свидание произошло от диавола. Выслушав его, он остался, усиливая свои подвиги со слезами, доколе не пришел в прежнее состояние.