Православный календарь 16 декабря (3 декабря ст.ст.)
Декабрь 15th 2020 -
Поученіе. Преподобный Савва сторожевскій
Поученіе. Преподобный Іоаннъ епископъ
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). «Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?
День за днемъ.
Краткие духовные размышления на каждый день
«Кто не приметъ Царствiя Божiя какъ дитя...» (Лук. 18. 17).«Дабы вамъ исполниться всею полнотою Божiей». (Ефес. 3, 19).
«Обратиться, и быть какъ дѣти» — и «исполниться всею полнотою Божiей»! Какъ согласовать эту повидимому странную противоположность? Но противоположность эта, только кажущаяся. Хотимъ ли мы вернуться къ первобытному состоянiю дѣтской души? Мы этого достигнемъ только подвигаясь впередъ. Дѣтство, старость — раннее утро и закатъ дня, во многомъ сходны. Вспомнимъ нагорную проповѣдь: Спаситель называетъ блаженными, обладающихъ чисто дѣтскими качествами. Смиренiе, кротость, милосердiе, чистота сердечная, миролюбiе, все это безсознательныя качества души ребенка. Но человѣкъ взрослый можетъ достигнуть той же цѣли отъ полноты благодати.
Ребенокъ бываетъ «нищiй духомъ», по врожденной, безсознательной скромности, а взрослый человѣкъ, стремясь къ недосягаемому идеалу, сознаетъ свою духовную нищету. Ребенокъ плачетъ, теряясь въ пространствѣ, взрослый человѣкъ плачетъ, потому-что ему тѣсно въ узкихъ жизненныхъ рамкахъ. Ребенокъ знаетъ только одинъ голодъ въ недостаткѣ пищи тѣлесной, для взрослаго-жъ всего важнѣе утолить духовные голодъ и жажду. Въ дѣтствѣ мы прощаемъ, забывая обиды; въ зрѣломъ возрастѣ, мы понимаемъ человѣческiя слабости и покрывая все своею любовiю, прощаемъ ихъ сознательно. Дѣтская невинность происходитъ отъ невѣденiя; познанiе же порока, во всей его гнусности, побуждаетъ человѣка искать душевной чистоты, которая достигается только на Голгоѳѣ. О вы, оплакивающiе вашу молодость, сокрушающiеся о скоротечности ранняго утра, — утѣшьтесь, полуденный зной и вечернiе сумерки приведутъ васъ снова къ утренней свѣжести! Обогащенный жизненнымъ опытомъ зрѣлый возрастъ, вернетъ вамъ снова всю прелесть вашей дѣтской невинности! Это вполнѣ возможно. Впереди насъ ожидаетъ «свѣтлая утренняя звѣзда», — послѣ темныхъ тучъ, налетѣвшихъ въ полдень, послѣ надвинувшихся вечернихъ тѣней, послѣ мрачныхъ часовъ глубокой ночи, встанетъ вторая свѣтлая заря. Не сказано-ли: «Когда пришла полнота времени, Богъ послалъ Сына Своего Единороднаго». [Гал. 4, 4]. Такъ будетъ и для насъ. Когда мы достигнемъ полноты духовной жизни, младенецъ Iисусъ явится и намъ; мы возродимся вновь, утренняя заря возгорится для насъ; мы увидимъ восходящее Солнце на востокѣ, мы услышимъ пѣснь пастуховъ въ долинѣ Виѳлеема, и въ ней прозвучитъ радостная надежда начинающагося дня, и несмолкаемая хвала Всевышнему. — «Слава! Миръ! Благоволенiе»!
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
Публикуется по изданию 1908 года
Древний Патерик
Глава 7. Разные повести, поощряющие нас к терпению и мужеству
42. Старцы говорили: монах до самой смерти должен подвизаться против демона уныния и нерадения, особливо во время молитвословия. И если он с Богом совершит какое-либо доброе дело, должен остерегаться помысла самодовольствия и самомечтательности и говорить: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126: 1), а человек не что иное есть, как земля и пепел (Иов. 42: 6); должен также помнить, что Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4: 6).