Успение Пресвятой Богородицы

Август 28th 2015 -

СУТЬ ПРАЗДНИКА

Для понимания сути праздника Успения, также как и других Богородичных праздников: Зачатия, Рождества и Введения во храм, – необходимо совершить краткий экскурс в источники, из которых были почерпнуты эти Богородичные сюжеты. Без этого невозможно истолковать связанные с этим праздником синаксарную традицию, гимнографию и иконографию. Собственно исторические источники, Евангельские и прочие Новозаветные книги не сохранили сведений о житии Пресвятой Богородицы до Благовещения и после Вознесения Господня. Святые писатели ставили перед собой цель рассказать о жизни и о спасительном подвиге Христовом, а также о том, что непосредственно было с Ним связано, а не удовлетворить благочестивое любопытство и интерес к истории своих читателей. Однако церковное предание сохранило, передавая из уст в уста, различные сведения о житии Пресвятой Богородицы до Зачатия Господа и после Его Воскресения. Позднее различные писатели, по большей части движимые благочестивым чувством, составили на основе этих сведений свои повествования, украсив их плодами своей фантазии, а для придания им большего авторитета подписали их славными апостольскими именами. Церковь отвергла и осудила эти книги, назвав их апокрифами (тайными книгами) или псевдоэпиграфами (фальсификациями). Однако в последующие эпохи многие из этих повествований, по крайней мере, их сюжетная основа, легли в основание новых церковных праздников и послужили темами для синаксарных рассказов, песнопений и икон. К тому же, как мы уже говорили, ядром этих повествований были древние народные предания, посвященные Богородице.

Икона «Успение Богородицы».

Икона «Успение Богородицы».
Россия, начало — первая половина XVIII века.
Старообрядческое письмо, стилизованное под письмо Строгановской школы XVII века.

ЧТО СООБЩАЕТ ПРЕДАНИЕ ОБ УСПЕНИИ БОГОРОДИЦЫ

В частности, об Успении Пресвятой Богородицы рассказывается, наряду с прочими источниками, и в апокрифическом рассказе, подписанном именем любимого ученика Господа Иоанна. Краткий пересказ этого пространного текста мы и предложим сейчас Вашему вниманию. По мере развития повествования внимательный читатель найдет множество параллелей из праздничных песнопений и из синаксаря праздника, а также из иконописных композиций Успения Пресвятой Богородицы кисти византийских мастеров.

Успение Богородицы

Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ въ Геѳсиманіи 17-го Августа, съ плотію на небеса Вознесенія Божія Матери, по чину службы Палестинской Геѳсиманіи

Пресвятая Богородица после Вознесения Христова ежедневно приходит молиться к Живоносному Гробу Господню. Однажды в пятничный день ей явился Архангел Гавриил, приветствуя ее словами: «Радуйся, рождшая Христа Бога нашего, ибо услышал Господь молитву твою, и потому оставишь ты сей мир и отправишься в жизнь истинную и непреходящую». Радостная вернулась Богородица в дом свой и обратилась ко Христу с молитвой послать ей Иоанна и других Апостолов, желая, чтобы они присутствовали при ее кончине. Молитва ее была услышана, и первым прибыл, похищенный облаком, Иоанн, а следом на облаках и другие Апостолы, рассыпанные по всем концам мира. В воскресенье явился в блистающей славе Своей в сопровождении тысяч Ангелов Господь принять душу Матери Своей. Она благословляет Апостолов и весь народ, молит о спасении всех и, получив обещание того, что всякая душа, призывающая имя Ее, не посрамится, но обрящет милость и утешение, помощь и дерзновение и в нынешнем веке, и в грядущем, предает Свою святую душу в руки Сына Своего. Апостолы заключают в объятия Ее святое тело и под пение псалмов переносят одр с телом для погребения. Некий еврей по имени Иефоний (Афония) бросился к одру и попытался опрокинуть его, но Ангел Господень огненным мечом отсек ему по самые плечи руки, оставшиеся висеть на одре. После его раскаяния руки вновь приросли к плечам, Апостолы же беспрепятственно продолжили погребальную процессию. Пречистое тело Богородицы было похоронено в новой гробнице в Гефсимании, однако на третий день во вторник перенеслось в Рай.

ЦЕРКОВНАЯ ПОЭЗИЯ

Это безыскусное повествование было расцвечено церковной поэзией. В трех стихирах первого гласа Великой Вечерни: первой самогласной и двух других подобных первой – дивным образом прославляется Пресвятая Богородица и Ее Успение. Легко, впрочем, разглядеть и подтекст – апокрифическое предание: Гефсимания, слова Гавриила, присутствие ангельских сил, переход с могилы на Небеса.

Той же теме посвящены и три стихиры на хвалитех четвертого гласа. В первой весь мир небесный и земной радуется, провожая Матерь Христову и воспевая ей прощальную песнь. В двух других описывается прибытие Апостолов и пение ими погребальных псалмов, а также явление Небесных Сил и принятие Христом непорочной души Богородицы.

Наконец, остановимся подробнее на самом оригинальном песнопении не только этого праздника, но и всех песнопений нашей Церкви. Это стихира Великой Вечерни на «слава, и ныне». Ее содержание основывается на соответствующем апокрифическом сказании. Оригинальность этого тропаря состоит в том, что он не поется, как все другие церковные гимны, на один глас, но на все восемь гласов.

Глас 1. Богоначальным мановением, отвсюду Богоноснии Апостоли, облаки высоце взимаеми,

Глас 5. дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху.

Глас 2. Превышния же Небесныя Силы, с своим Владыкою пришедше,

глас 6. богоприятное и пречистое тело предсылающе, ужасом одержими; прекрасно же предыдяху и невидимо вопияху превышним чиноначалиeм: се Всецарица Богоотроковица прииде.

Глас 3. Возмите врата и Сию премирно подымите, Присносущнаго Матерь Света,

Глас 7. Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть.

На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно:

Глас 4. Тоя бо преизящное преходит всяк ум.

Глас 8. Темже, Пречистая Богородице, присно с Живоносным Царем и Рождеством живущи, молися выну сохранити и спасти от всякаго прилога противнаго новыя люди Твоя: Твое бо предстательство стяжахом,

Глас 1. во веки светоявленно блажаще.

Источник: «Разумное поклонение», изд-во «Апостолики диакония», Афины 1984.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.