Праздник Вознесение на Руси
Июнь 8th 2016 -
Еще более архаичный плач по «кукушке» воспроизвели двулученские певуньи:
Ох, милая же ты моя, кукушечка,
Ох, жалобная ты дюже гуркушечка.
А как же ты дюжа жалобно гуркуешь,
А мы же тебя все людюшки добрые слушаем
И у тебя спрашиваем:
«Ох, милая же ты, кукушечка!
Да и где же ты это в лесу летаешь?
Да и где же ты так это долго бывала?»
А как же мы тебе милая,
Как же мы дюже тебе ждем, приведаем,
А може думаешь — скоро к нам прилетишь?
В Яковлевском селе Мощеное на «Ушествие» девки «кстили» «кукушку» в лесу под песню:
Кукушка-трава, кому ты кума?
Кума я тебе, Варварушки свет,
— они «кумились» (целовались), обменивались крестиками, бусами, ленточками и с этого дня назывались кумами. Оставив куклу-кукушку на дереве, девушки шли домой на «лапшовник» (обрядовое блюдо, приготовленное из лапши, яиц и молока).В селе Пороз, что в Грайворонском районе, девушки каждой улицы делали свою «кукушку» и с пением обрядовых песен шли «на граня». Там, образовав свой круг, в центре которого стояла женщина с «кукушкой», начинали обряд «заламывания». Суть его заключалась в стремлении каждой девушки отломить веточку «кукушки» с ленточкой, ибо это считалось добрым знаком.«Хоронили кукушку» под песни на Семик. Здесь же в лесу устраивали пышную трапезу («каравайцы»-хлебец из пшена, яичница, сало). Таким образом, праздник Вознесения Господня, по существу, предварял и открывал обряды семицко-троицкой недели, особо почитаемой на Белгородчине и напрямую связанной с древним культом растений. Она приходится на седьмую неделю от Пасхи и в народе называется по-разному: «зеленой неделей», «зелеными Святками», «семиковой неделей», «русальской неделей» и включает Троицкую родительскую субботу, Семик, день Святой Троицы, Духов день.
Крестьяне верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». Праздник завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесения грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут веселиться с праведниками: «С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём.
В эти сорок дней запрещается плевать на улицу, выкидывать туда мусор, потому что «можно попасть в Христа, приходящего к избам под видом нищих». Повсеместно на Руси полагается с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям.
По русскому преданию, «благочестивым людям, доживающим последний год жизни, дано от Бога даже видеть, как из разверзшихся небес опускается к главному церковному яблоку лестница. Сходят по ней ангелы и архангелы, и все силы небесные, становятся в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа. Как ударят в колокол к «Достойно» (молитва), так и поднимается-возносится Спас-Батюшка с грешной, обновленной Его Пресветлым Воскресением земли. Немногим дано видеть все эти чудеса, но есть и такие люди на свете».
В этот день стряпали особые блины: «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки» — которые пекли «Христу на дорожку». По поверьям деревень, Спас — сын Божий, от Воскресенья (Велик-дня) до Вознесенья Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перенóва. Пеклись поминальные хлебцы-лесенки из ржаного теста, которые могли помочь душам предков поскорее вознестись на небо; красились яйца. Печенье в виде лесенок дети несли в поле, чтобы выше к небу тянулись рожь и лён, или на кладбище — поминали умерших. Есть поверье, что, если вынести такие лесенки на ниву-полосу да поставить по одной на каждом углу загона, — так и рожь пойдёт расти быстрее и вырастет выше роста человеческого. Только, по убеждению старых людей, надо всё это делать с молитвою тайною да с опаскою от глаза лихого, с оглядкой от человека недоброго-завидущего, а то не выйдет никакого толку.
Во многих сёлах Воронежской области на Вознесение пекли лесенки — «штоб Гасподу легше была ат нас ухадить». Лесенки отдавали детворе кушать. «Вознесение праздновали, ходили на кладбищу к своим. Прощались, потому что Боженька ушёл от нас, он с Пасхи до Троицы путешествовал, а на Вознесение он уже от нас ушёл. На кладбище носили кулич, положуть на крест».
В Вологодской области для того, «чтобы Христу легче было подниматься на небеса», в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек — «рогушки» или «преснушки»: «Преснушки пекли. И говорили, што Господь вот по этем по щипенькам полезёт наверхь. Защипеньки такие кругом». Готовили мясные блюда, пекли пироги, приглашали гостей.
Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причём гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем.
В канун Вознесения, по старинной примете, и соловьи громче-звонче поют, чем во всё остальное время. По иным местностям эта ночь так и слывет в народе «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, соловья — птицу певчую – в это время подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чём тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня, когда вознесутся на небо с Господом сил небесных все обиды земные. Цветы духовитые на Вознесение благоухают самыми пахучими ароматами. Вся земля крещёная насыщается в святой день Вознесения Светом Правды райскими благоуханиями несказанными-нездешними, — словно с отверзающихся полей небесных струится в это время на оплодотворенную майскими дождями грудь земную всякое благорастворение. Утром на Вознесенье покрывается Мать-Сыра-Земля росой обильною. Эта «вознесенская» роса наделяется, по словам суеверной деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают её опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. «Если знать такое слово заветное да пошептать его над Вознесенской росою, да выпить болящему дать, — всякое лихо как рукой сымет!» — гласит знающая всякие слова простонародная мудрость.
А под вечер на окраинах сел разводили большие костры, которые являлись символом скорого наступления лета. Вокруг костра водили хороводы или «колоски», радуясь выпущенным озимой рожью колоскам.
В некоторых губерниях, в средней полосе России, на Вознесение — «водят колосок» (вид хоровода) по деревням, по сёлам. «Колосовождение» совершалось по особому порядку. Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь — девки, бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнца, взявшись по-двое за руки, шли к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Таким образом получался живой мост, вытягивавшийся в узкую ленту, пестревшую цветами праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, украшенным разноцветными лентами с цветочными перевязями. Пройдёт по рукам одной пары девочка, — забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь. Так и доходило всё шествие до самого озимого поля. В это время девушки припевали: «Лада, Лада! Ой, Лада! Ой, Лада!».
В Гомельской губернии к Вознесению был приурочен обряд «похорон (вождения) стрелы». Во многих местах совершается поселянами крещение кукушек в третье, иногда в пятое, шестое или седьмое воскресенье по Пасхе, а более в день Жён-мироносиц (через четырнадцать дней после Пасхи в воскресенье). В Таловском районе Воронежской области обычаи праздника включают в себя элементы «троицкой» обрядности: кумление, завивание венков.
Во многих деревнях соблюдались обряды «заклинания жита»: крестьянки шли в поле, каждая вставала у своей нивы, кланялась на четыре стороны света и бросала печенье-лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла также высоко». После чего лесенка съедалась. Иногда вверх летели домашние ложки и яйца с теми же приговорками. Могли добавляться просьбы о высоком льне.
А еще в этот день поминали усопших предков: готовили поминальные блюда – блины и яичницу.
На Вознесение Господне все радовались выпущенным озимой рожью колоскам
Работать в поле и по дому в этот праздничный день нельзя, только веселиться, радуясь расцвету весны и скорому приходу лета. Считалось, что со дня Вознесения Господнего погода становится стабильно теплой и солнечной.
Поговорки и приметы
- Цвести весне до Вознесения.
- Дошла весна до красна до Вознесения — тут ей и конец.
- Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится[26].
- До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова.
- Вознесение с дождём — Илья с грозой.
В этот день на Руси, если позволяла погода, открывали купальный сезон. Люди верили, что если искупаться в этот день в реке или озере, то никакая хворь уже их не возьмет.
Те, кто хотели быть красивыми и здоровыми, в этот день собирали утреннюю росу, пили ее и умывались. По преданиям, роса — это слезы земли об Иисусе Христе, который в этот день покидает ее.
Именно в праздник Вознесения знахари ходили на заготовку лекарственных трав, так как считалось, что все целебные растения, собранные в этот день, обладают необычными свойствами, что их сила возрастает.
В ночь перед Вознесением соловьиные песни звучат звонче, возвещая о предстоящем чуде. Кстати, ловить соловьев в праздник Вознесения Господня было категорически запрещено, а тот, кто пренебрегал запретом, считался большим грешником.
Дождь на Вознесение – предвестник скромного урожая и хворей домашних животных. Но если дожди продолжались несколько дней, то это давало надежду на то, что беды пройдут стороной.
В Вознесение знахари заготавливали лекарственные травы,
так как считалось, что в этот день они обладают необычными свойствами
На Руси примечали, что на Вознесение даже куры не трудятся и не несут яйца. Но если вдруг такое случалось, то это сулило владельцам большую радость. Яйцо заговаривали на удачу, защиту от бед, сглаза и болезней
Метки: Вознесение
Pages: 1 2