Пасха. Наталья Барская
Апрель 30th 2016 -
Cхожджение во во Ад
Икона середины-второй половины XVII века. Оружейная Палата
За адским зевом два ангела, уже вошедшие в каменные зарешеченные ворота, побивают и сковывают золотой цепью поверженного сатану. А в левом верхнем углу иконы и в правом нижнем изображена сама смерть Христа — «Распятие» и «Положение во гроб», — и события подтверждающие Его Воскресение — «Жены-мироносицы у гроба» и «Явление воскресшего Христа ученикам на Генисаретском озере». Вверху над всем изображением помещено «Вознесение», которым завершилось пребывание воскресшего Христа на земле.
В этой иконе, за множеством подробностей, несколько утратились величие и глубина, которые были присущи русским «Воскресениям», следующим древней форме «Сошествия во ад». Но красиво, торжественно шествие праведников в рай, светел райский сад, празднично сияют цвета иконы — ее алый, золотой, ослепительно белый рядом с темно-оливковым и коричневым.
Множество храмов и монастырей России было посвящено празднику Воскресения. Но особую известность получил Воскресенский Истринский монастырь, иначе называемый Новым Иерусалимом, основанный в XVII веке патриархом Никоном. Основатель особенно наглядно связал монастырь и его собор с местами погребения и воскресения Христа в Иерусалиме. Эти места вскоре после завершения земной жизни Христа подверглись уничтожению. Римляне разрушили Иерусалим, а император Адриан, ярый язычник, желая стереть всякую память о Христе, повелел засыпать Гроб Господень (пещеру, в которой был погребен Христос), а на Голгофе, месте Распятия, поставил храмы Юпитера и Венеры.
Но два века спустя царица Елена, мать первого христианского императора Константина, приехала в Иерусалим, очистила эти места от языческих храмов и идолов и провела раскопки. Она открыла Голгофу, Гроб Господень, нашла крест, на котором был распят Христос. И в 335 году по приказанию императора Константина был построен в Иерусалиме Храм Воскресения Христа, вместивший под свою кровлю и Гроб Господень, и остатки горы Голгофы. Воскресенский собор основанного Никоном монастыря точно повторяет Иерусалимский Храм Воскресения. Очевидно, модель Иерусалимского Храма, которая была у Никона, использована при строительстве. Такие модели привозили на Русь паломники, посетившие Святую Землю, Палестину. А в наименовании других построек и даже окрестностей монастыря патриарх воспроизвел топографию древнего Иерусалима.
Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней, пережив годы лихолетья и гонения на Церковь. Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на Страстной неделе красят яйца, а в Страстную Пятницу дома полны запахов пекущихся куличей и приготовляемых пасох. Радостные толпы святят в Великую Субботу в церковных дворах и притворах украшенную цветами пасхальную трапезу. Пожалуй, даже люди, далекие от церковной жизни, не остаются в стороне от великого весеннего христианского праздника. Древние традиции помогают нам не просто участвовать в празднике, но по-настоящему пережить его, осознать, что ради каждого из нас воскресал, «смертию смерть поправ», Спаситель.
(В сокращении)
Метки: Воскресение, Пасха