Вселенская родительская мясопустная суббота
Февраль 4th 2010 -
В этот день Православная Церковь совершает поминовение усопших.
Причиной установления такого поминовения послужило то, что на следующий день мы совершаем воспоминание Второго пришествия Христова и Страшного Суда; поэтому, накануне этого дня, как бы в преддверии Страшного Суда, нам следует войти в особенный союз любви со всеми членами Церкви Христовой — и живыми, и умершими.
Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!
Слово в Родительскую Субботу
В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».
Ныне, как и во все дни поминовения усопших, в храмах совершаются заупокойные Божественные литургии и панихиды.
«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.
В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.
Многих наших, присных, уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь: а тому; кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды Моей, упрекаю тебя»... .
Архимандрит Кирилл (Павлов)
В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, существующего только в мечтах, а на самом деле его на земле нет. Не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой». Земной же удел человеческий — скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, восстание страстей, изнеможение, безнадежность и подобное сим. И праведный Иов взывал: «Не искушение ли есть человеку житие сие?» А мы все пытаемся устроиться в покое, поудобнее, в комфорте, и забываем, что неудобства сии часто исходят изнутри нас, как и злые помышления. Устроили одно, на уме иное, сладили и это, на оче реди третье — и так без конца и края, и нет нам покоя. Душа вечно чего-то жаждет, чего-то ищет. А мы не можем разгадать ее порывы. Не думаем о посмертной перспективе. Увязли в мирской трясине. Душа жаждет покоя в Боге, а мы ей навязываем телесный комфорт. Господи, все святые, образумьте нас.
Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.
Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.
Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.
Сороковой день – когда уже и сердце погибает.
В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой – совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).
Субботы -поминовение усопших
Печальные участники плачевного погребального обряда. Силою обстоятельств здесь преимущество отдается человеческому молчанию. А самым трогательным и назидательным проповедником являются гроб и умерший. Они пробуждаю в нашем сердце многие благие мысли и чувствования. Посему в этой ситуации дадим нашем сердцу выговорить все, что придет на него. Позвольте почившему незримо своим видом и своей участью питать ваше сердце полезным для вас назиданием и напоминанием о временном и вечном. Ведь если и здесь не пробудится во вceй силе наша совесть, то когда же она воспрянет от сна? Посмотрим последний раз попристальнее в обезображенное лице нашего собрата: что ныне Бог уготовал ему, то завтра подобное ожидает каждого из нас. Погребение — полезный для души урок. Он, как никакой, требует от нас заняться делом вечности, отодвинуть временную суету. По благодарим почившего и Бога за дарование нам сего вразумления и напоминания. Обратим свои еще имеющиеся силы на дело спасения. Сделаем, что можем, а в остальном будем уповать на милосердие Творца, Вседержителя и Судии Вселенной.
Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.
Глаголет о том Великий Афанасий: И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.
Метки: Великий Пост, Родительская суббота, смерть
Слава сказал:
Февраль 5th, 2010 at 11:26
Замечательный пост, порадовался
dedischev195413 сказал:
Февраль 5th, 2010 at 13:50
Спасибо. Как говорила Татьяна Доронина в фильме «Ещё раз про любовь» : «Хорошее слово и кошке приятно» )))
Payoreona сказал:
Январь 10th, 2012 at 16:26
Очень полезная информация. Спасибо
Тимофей сказал:
Февраль 3rd, 2012 at 5:51
Много информации на сайте. Молодцы
Тимофей сказал:
Февраль 3rd, 2012 at 22:14
Ангела хранителя.
Спасибо за сайт
GaclesGep сказал:
Февраль 24th, 2012 at 3:50
спасибо
Irrariawape сказал:
Февраль 28th, 2012 at 10:08
Упокой , Господи, души усопших раб Твоих и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное
Наталия сказал:
Март 16th, 2012 at 23:46
Спаси Господи
Gera сказал:
Март 19th, 2012 at 6:15
Спаси Господи