В Румынии опубликовано несколько открытых писем, посвященных грядущему Всеправославному Собору. Румынская Православная Церковь подтвердила свое участие в Святом и Великом Соборе
Июнь 10th 2016 -
Румынская Православная Церковь подтвердила свое участие в Всеправославном
Некоторая часть румынских верующих выступила с призывом детально проанализировать предсоборные документы и возможно отказаться от участия в Соборе. Публикуем два показательных текста, отражающих их позицию.
Первый документ — обращение к румынским архиереям по поводу Всеправославного Собора.
Священному Синоду Румынской Православной Церкви ввиду Святого и Великого Собора, намеченного на 16–27 июня 2016 года
Христос воскресе!
Несмотря на то, что время, истекшее после опубликования документов, предлагаемых на утверждение «Святого и Великого Собора Православной Церкви», который намечено провести через две недели на Крите, было чрезвычайно коротким, уже имели место многочисленные дебаты на всеправославном уровне в связи с ними. Таким образом, было отмечено, что некоторые догматические, канонические, вероучительные аспекты, а также регламент организации и функционирования собора, вызвали большие вопросы и споры.
Тот факт, что подписавшиеся под этим являются церковными лицами (высокопоставленными клириками, монахами, богословами, мирянами) и, тем более, даже Священными Синодами нескольких Патриархий и автокефальных или автономных Церквей (в том числе 1 июня 2016 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви решил покинуть «Святой и Великий Собор Церкви», если он не будет отложен с тем, чтобы были пересмотрены как его организация, но и как богословские документы, подлежащие принятию), дает нам основательные причины присоединиться к их опасениям, и мы с сыновней любовью просим вас не ехать на эту встречу и бороться за ее откладывание до того времени, когда все поднятые проблемы, как касающиеся организации и функционирования собора, так и его документов, не будут прояснены (подчеркнем здесь, что в сравнении с теми многими десятилетиями, в ходе которых богословы, призванные готовить документы, анализировали и обсуждали их содержание, глубоко некорректно и крайне опасно предоставлять полноте Церкви всего несколько месяцев на то, чтобы она их анализировала и высказывала свои возражения, и всего несколько дней на то, чтобы поместные Церкви могли воспринять и учесть эти возражения и замечания).
Если по каким-либо причинам вы всё же считаете себя обязанными поехать на Крит, считаем, что наилучшей и, насколько это возможно, верной позицией будет добиться отсрочки и реорганизации данного собора и переформулирования его окончательных решений, в том числе путем отказа принять и подписать предложенные документы.
Мы хотим, чтобы «Великий и Святой Синод Православной Церкви» был свободен от противоречий и пятен, потому что только так он может послужить на пользу Церкви, нашим детям и всему миру, а не стать лишним поводом для расколов и отступления от веры отцов.
Подписывает часть полноты земной Церкви, которая молится о том, чтобы Святой Дух пребыл с вашими святостями и укрепил вас во всяком благом и православном делании Церкви Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня, 02 июня 2016 года,
в праздник святого Никифора исповедника,
Патриарха Константинопольского,
и святого великомученика Иоанна Нового Сочавского
Источник: http://sinodultalharesc.xyz
***
Второе открытое письмо направлено Предстоятелю Румынской Церкви
Открытое письмо Блаженнейшему Патриарху Даниилу о Всеправославном Соборе
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Блаженнейшему Патриарху Даниилу,
архиепископу Бухарестскому, митрополиту Мунтении и Доброджи,
наместнику Кесарии Каппадокийской и
Патриарху Румынской Православной Церкви,
Председателю Святого Синода Румынской Православной Церкви,
и
Высокопреосвященным и Преосвященным членам
Святого Синода Румынской Православной Церкви
Блаженнейший Отец Патриарх,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Пишем вам с особым почтением, сыновней любовью и покорностью ввиду созыва «Святого и Великого Собора» в Критской Православной академии, Колимбари, провинция Киссамос, Крит, в период 17–27 июня 2016 года, в связи с чем, ознакомившись с подготовительными предсоборными текстами и регламентом его организации, мы выражаем обеспокоенность по следующим причинам:
1. Неучастия в нем всех епископов Церкви;
2. Того факт, что данный Собор не будет называться вселенским, а следовательно, по умолчанию, избежит признания Девятого и Восьмого Вселенских Соборов (созывавшихся во времена святого Фотия Великого и, соответственно, святого Григория Паламы);
3. Того факт, что данный Собор сам себя объявляет «последним критерием в вопросах веры», несмотря на то что в то же время утверждается, что он не будет обсуждать догматов, то есть он считает себя непогрешимым еще до своего принятия полнотой Церкви и не являясь последователем Вселенских и Поместных Соборов и учения святых отцов;
4. Присутствия инославных наблюдателей на данном Соборе — практики, имитирующая II Ватиканский собор;
5. Того, что тексты документов содержат двусмысленности и серьезные противоречия (Церковь Едина и в то же время существуют другие Церкви, термин «Церковь» недопустимо используется применительно к инославным во всеправославном соборном тексте). Как утверждает митрополит Серафим Китирский и Антикитирский, использование термина «Церковь» применительно к инославным может быть интерпретировано в духе идей Карла Ранера (организатора II Ватиканского собора наряду с Ивом Конгаром), заимствованных также митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом), а именно: теория «неполных Церквей» (одни ближе к полноте, а другие дальше в сравнении с полной Церковью), теория «Церквей-сестер», теория «двух легких Церкви» и так называемое «крещальное богословие» (признающее инославное крещение);
6. Того факта, что документы не всегда следуют позиции святых апостолов и святых отцов, избегая слова «ересь», хотя оно выражает не ненависть, а факт;
7. Использования термина «Церковь» в качестве технического термина, что не оправдано в соборном тексте, поскольку представляло бы собой лицемерие, когда мы дипломатично называли бы инославных Церковью, хотя не считаем их Церковью, лишая их таким образом спасительной Истины;
8. Лестного и похвального упоминания «Всемирного Совета Церквей» (ВСЦ) соборным образом, что недопустимо, потому что Православная Церковь проигрывает от участия в данном Совете; потому что желание принести благое свидетельство не дало плодов, а, напротив, Православная Церковь потерпела ущерб, когда были подписаны документы, осуждающие учение Церкви и в то же время ставящие препятствия распространению веры истинной; потому что протестантские группировки, принимающие участие в ВСЦ, не желают менять своей екклезиологии ввиду присутствия Православной Церкви, а желают сосуществования с ней и взаимного признания друг друга Церквами; потому что Православная Церковь в ВСЦ является инородым телом в протестантской системе;
9. Пренебрежения канонами посредством разрешения смешанных браков между православными и инославными;
10. Отсутствия прозрачности и диалога с полнотой Церкви.
Учитывая всё это, мы смиренно просим, чтобы Святой Синод Румынской Православной Церкви с великим вниманием склонился для изучения предсоборных документов, утвержденных на Синаксе Предстоятелей автокефальных Церквей в Шамбези, Женева (21–28 января 2016 года), как это сделали Православная Церковь Греции, Православная Церковь Болгарии, Православная Церковь Грузии, Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Русская Православная Церковь.
Просим отсрочки Всеправославного собора, дабы иметь время на переделку организационного регламента собора (участие всех епископов; чтобы каждый епископ имел право на слово и право голоса) и на переписывание подготовительных текстов в духе святых отцов Церкви. А если будет найдено подобающим, даже неучастия Румынской Православной Церкви в данном Соборе, как это решила, например, Болгарская Православная Церковь.
Благодарим вас за отеческую заботу, которую вы питаете к пасомой вами пастве, и лобзаем вашу десницу.
Бухарест, 3 июня 2016 года
https://dragosteasebucuradeadevar.wordpress.com
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Метки: Всеправославный Собор