Православие – это не прямая путевка в рай. Часть 3

Март 4th 2016 -

Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

В чем суть православия? Как оно преображает жизнь человека? Чем отличается духовное зрение от физического? Что лучше, «благоговейное» молчание перед Богом или спор с Ним? К чему приводит превозношение над другими людьми, в том числе иноверцами? Многие важные для христианина вопросы обсуждались в беседе с известным греческим духовником архимандритом Андреем (Конаносом).

Когда ты пойдешь в Церковь, будь настоящим, будь самим собой, честным, не будь лицемером, но нельзя всегда оставаться тем, какой ты есть сейчас. Кто-то говорит: «Я такой, какой я есть».

Молодец, я ценю, что ты понимаешь, что ты такой, что ты такая, что признаешь: «Мне присущ этот недостаток!» Да, мне нравится, что ты откровенен. Но недостаточно только это сказать, необходимо бороться, чтобы исправить свои недостатки. Не так ли?Ты не останешься там, где ты сейчас находишься. Например, ты гневаешься. Ладно, тебя охватил гнев – подвизайся, чтобы укротить свой гнев. Разве ты этого не хочешь? В Православной Церкви отсекаются страсти, человек подвизается, исправляет то, о чем Христос говорит св. ап. Нафанаилу:

— Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего[1].

Бог покажет тебе и другие доказательства Своего присутствия. Он возродит тебя, ты никогда не отягчишься вЦеркви, не пресытишься, никогда не почувствуешь досаду, а увидишь все больше и больше новых чудес ибудешь удивлен. Святые апостолы это делали, они просто и смиренно пошли за Ним. Разумеется, образ Господапроизвел на них впечатление, Его взгляд, зрение, слова, Его приглашение, их душа умилилась, но потом она начала видеть и другие вещи. Она увидела, как вода становится вином, как Христос совершает чудеса, воскрешаетмертвых, прощает грешников, затем Христос покинул этот мир и в то время, когда ждешь, что все потухнет, тогданачинается великое распространение христианства. Двенадцать апостолов и еще 70 других апостолов – их было немного. Затем наступил «большой взрыв» миссии, ведь Христос говорит: «Когда Я уйду, буду иметь большеучеников, чем имею сейчас, когда Я живой и нахожусь среди вас».

И что тогда происходит? Это то, о чем я тебе говорил:

— Приди ко Мне и увидишь еще многое. Есть что увидеть. Я приготовил тебе сюрпризы!

Бог может показать тебе много хороших вещей, а не только, как ты говоришь, скорбь и боль, также и хорошиевещи, которые есть у Бога для тебя, но твой ум думает только о плохом, и ты напрасно беспокоишься. Христоспокинул этот мир, и огромное множество людей становятся миссионерами – тысячи людей становятся последователями Христа, жертвуют собой для Него. Одни отправляются в миссионерские поездки в Африку – в Заир, Конго, Аляску, Индию, другие становятся монахами – ради Кого? Ради Него, ради Православия, ради Того, Кто сказал: «Посмотрите, что произойдет , когда Я покину этот мир».

Например, ты идешь в Россию и видишь величие Православия, в Грецию, на Св. Гору Афон, в США, где есть православные монастыри. Что происходит тогда? Вот это называется Православием – распространение Христа вовсем мире. «Увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Какой-то человек спрашивает: «Как это происходит? Я этого не видел».

Чтобы это увидеть, не нужны физические глаза, потому что это не интеллектуальные процессы в Церкви. В Православии работает наше сердце, работает наша душа, это таинственные переживания. Своими глазами что ты видишь? То, что происходит вокруг тебя? Своими руками прикасаешься к тому, что находится рядом с тобой? Но есть и другие органы чувств, другие глаза, другие руки, другое обаняние, другой вкус души – понимаешь ли это?Есть внутренние органы чувств, которые активируются в Церкви, у тебя пробуждаются новые способности. Вот ты говоришь: «Ах, как некоторые святые видели Ангелов?»

У них пробудилось другое зрение, другой взгляд. Все это переживается в Церкви не только через органы чувств, то есть ты можешь закрыть глаза и слушать, слушать небесные мелодии, но твоя душа смотрит, чувствует,прикасается к Богу, видит Ангелов. Святые апостолы видели это: на Фаворе видели, как от Христа исходит свет. Какэто произошло? Они видели, как Он ходил по воде – в Церкви, в Православии никто не отменял законы природы, но они не «последнее слово», и не только эти, но и другие вещи необъяснимы. Солнце скрылось, когда Христос был распят, как это происходит? Естественно, тут нет природного объяснения, а речь идет о чуде. Церковь – это местодля чудес. Врачи тебе сказали, что ты не выздоровеешь. Да, они это сказали. Мы не презираем врачей, потому чтобольше врачей мы любим Бога, уповаем на Него и, если Бог захочет, чтобы я жил, то я буду жить. Ничего, что врачи говорят, что ты умрешь в течение пяти месяцев. Ты можешь умереть и в течение одного месяца, хотя они сказали, что в течение пяти месяцев. Но я могу умереть и через пятьдесят лет, если Господь захочет. Это естьПравославие. И мне необходимо научиться использовать все силы моей души, потому что и душа имеет силу, например это вера, которая мертва в тебе. Знаешь ли ты это? В твоей душе есть сила, которая называется верой.Где твоя вера? Она мертва в тебе. Твоя душа имеет глаза, которые видят Бога. Где они? Видишь ли ты Бога? Нет.Почему? – Потому что у тебя внутренняя слепота. Попроси у Бога, чтобы Он просветил тебя. Войди в Церковь, чтобы найти свет, и скажи: «Господи, убери тьму из моей души!»

Почему ты постоянно говоришь: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»?

Почему мы говорим об этом? Чтобы пробудить в нас эти спящие чувства. Наша душа спит, она находится влетаргии, блаженно спит, но мы можем наслаждаться многими хорошими вещами в Церкви. Но мы не наслаждаемся ими, и сегодняшний день должен был быть удивительным днем – жизни с Богом, мы могли смотреть, радоваться, наслаждаться, видеть чудеса. Твой ребенок где-то находится, но ты помолишься, и он неожиданно вернется, и ты спросишь у него:

– Как ты вернулся?

– Я не знаю ! Пока я сидел, вдруг у меня возникло желание как можно быстрее вернуться домой.

И пусть это будет следствием твоей молитвы. Вот что означает Православие. Не логика, не сотовый телефон.Где ребенок? Позвони ему! Беги! Вызови полицию! Нет, это логика, это логика мира сего, в котором нет Бога.Впусти Бога в свою жизнь и увидишь, как будут происходить чудеса, как говорит Христос: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Вы увидите удивительные вещи, которые не объясняются логикой. Вы увидите тайны, таинственные состояния.Эти вещи мне очень сильно нравятся, но знаете липочему? – Потому что мы переживаем их. Что нам нравится в витрине, например? То, чего мы не имеем. Не так ли? И ты говоришь: «Ах, если бы у меня это было!»

Поэтому . Но я видел это в святых людях. Видел это в наших современниках. Видел это в молодых людях, в девушках, девочках, мальчиках, отцах, матерях, учениках. Многие люди переживают это – покаяние, борьбу.Православие, которое приносит чудеса. Они проживают Православие, которое пробуждает в этих людях душевные силы, которые они усыпили. Знаешь ли, какую силу ты имеешь от Бога? Ты мог бы помолиться и изменить весь твой дом, чтобы какой-то больной выздоровел, чтобыне разводились супруги, о которых позавчера ты говорил, что они хотят развестись. Это произойдет благодаря твоей молитве. Но ты не научился молиться, не научился уповать на Бога, не умеешь ухватиться за Христа, просить Бога, умолить Того, Кому подчиняется весь мир, послушать тебя.Если хочешь, то можешь умолить Его послушать тебя – если ты живешь Православием во всей его силе идинамичности. Но мы находимся в Православии поверхностно, очень неглубоко, поэтому не можем изменить людей, не только чужих – например, какого-то римо-католика, чтобы онзахотел стать православным, иметь единые с нами взгляды, но и сами себя. Ведь мы сами не являемся такими, какими должны быть.

Мы православные, и мы рады этому, стыдимся мы лишь того, что не заслуживаем быть православными. Яимею в виду, что мы православные и боремся, и молимся, чтобы Бог вмешался, чтобы не испортить все, и чтобы окончательно не загубить свою душу. Потому что, это будет очень печально. Я не знаю, кого Бог спасет, но я знаю, что Он может и не спасти меня. Имею в виду, что я не уверен в этом. Я не могу думать: «У меня есть билет! Я бросил якорь!» Что означает билет? – Он есть у тебя в руках, но когда придет кондуктор, и ты скажешь: «У меня есть билет», – он ответит тебе:

– Молодец, радуйся этому! Но сейчас ты заплатишь штраф, превышающий стоимость билета в 60 раз!

– Но почему, если у меня есть билет!

– Да, но ты не прокомпостировал его!

Билет нам не для того, чтобы иметь его, а чтобы использовать его. Итак, «билет Православия» не для того, чтобы хвалиться им и говорить: «А-а-а, мы православные, да здравствует Православие, мы обладаем истиной!»

Что это означает? Это означает, что твоя истина ускользает, и чтобы удержать ее , твоя душа должна стать как горсть, то есть она должна вместить в себе смирение, сокрушение, крест, любовь, боль, слезы. Так поддерживается Православие, а не кулаками и ликованием: «Мы, а не другие!»

Мы должны радоваться и прославлять Бога. В конце концов, вся слава принадлежит Богу, потому что Он дал нам дар, а что мы сделали? Если я скажу: «Я молодец! Я православный!», то моя православность ускользнет. Тогда покончено с православностью, потому что я эгоист. Когда ты эгоистичен, ты неправославный, потому чтоПравославие означает смирение. Видишь? Я могу говорить по-православному, и вдруг могу стать еретиком. То естьмое поведение становится чем-то соблазнительным, еретическим, эгоистичным.

Поэтому говорят , что Православие является высшей акробатикой – ходишь по натянутому канату, и если только начнешь важничать и скажешь: «Я лучше вас! Православные будут спасены, а другие пойдут в ад! Мыхорошие, они плохие!», то ты упадешь!

И Господь говорит : Неужели для этого Я дарю вам Православие, чтобы вы осуждали других? Оставьте других людей!
* * *

Православие создает святость из самых низкопробных материалов, Бог берет лохмотья в этом мире, руины, полусломанную вещь и выброшенную черепицу, делает ее частью Своего дворца, строит с помощью этих материалов и придает им блеск. И ты говоришь:

– Что же это такое? Я ведь никто.

– Приди и ты, – говорит Бог, – и встань там.

И хоп! Внезапно начинаешь блестеть. Он поставил тебя в Свою Церковь, в Свое тело, в Свою благодать, и тыстановишься очень красивым. Это Церковь создает святость из самых худших материалов.

– Я принимаю незначительных людей, – говорит Христос, – и делаю их святыми!

Кто придавал значение св. Николаю Планасу, когда он был жив? Кто? Он был бедным и измученным священником. Его жена умерла. У него была старая обувь, это был старик с больными ногами, на которого ты никогда не обратил бы внимания. Но Господь взял его, этого незначительного человека, и сделал его святым.Сейчас мы идем в храм и в его честь совершаем литийные шествия, строим великолепные храмы, славословим, славим его, совершаем богослужение в его честь, происходят чудеса по его молитвам. Понимаешь ли ты это? В Церкви не принимается тяжелая наследственность – ты можешь иметь наследственные проблемы, можешь иметь тяжелое прошлое, но когда входишь в Церковь, тогда все это меняется, и ты становишься новым человеком. Этонечто великое! Но тебе трудно ходить в церковь. Что я могу сказать тебе. Тебе тяжело ходить в церковь, тяжелоотдать свое сердце Христу, чтобы его обработать, как землю, тогда как ты изменишься?

Или , если возможно, изменись лежа, как будто ты входишь в какую-то машину, тебя там обследуют, и ты меняешься. Бог не хочет обследовать тебя, а хочет, чтобы ты был соработником с Ним, чтобы ты пробудился, чтобы машина завелась. Поговори с Ним, Он хочет, чтобы ты Ему сказал свое мнение, свои возражения, сказал Ему о своем бунте. Пришел какой-то человек, который спорил с Богом и сказал: «Господи, это нехорошо».

Это лучше, чем совсем не разговаривать с Богом. Я скорее выберу того, кто спорит, чем того, кто молчит,ничего не говорит Богу и не хочет иметь с Ним дела.

– Но, я ропщу!

– Ропщи!

– Почему?

– Потому что у тебя есть хоть такие отношения с Богом, а у другого нет никаких отношений.

Что ты выбираешь: дом, в котором ты разговариваешь со своим мужем или со своей женой, и вы при этом ругаетесь, или дом, где все молчат, ничего ни о чем не говорят и вообще не общаются друг с другом?

Я выбираю первое, даже если люди поругались немного, по крайней мере они общаются друг с другом, и у ниххоть какие-то отношения!

Вот так . Имей дело с Богом!

Ищи Бога, и когда найдешь Его, когда поймешь, что Он первый нашел тебя и полюбил тебя, Он уже в твоем сердце, Он ищет тебя и хочет, чтобы ты открылся Ему, чтобы Он вошел в твою душу.

Я молюсь , чтобы ты жил в Православии, с верой, с любовью Христа. Чтобы наслаждался тем, какой ты есть, чтобы ты был строгим с самим собой, что не посещал секты и не примыкал к ереси, потому что тот, кто преисполнен тем, что делает, не захочет пойти в другое место, потому что он чувствует себя наполненным. Об этом я молюсь, о тебе. Молюсь, чтобы твоя душа наполнилась так сильно, чтобы ты сказал:

— Ах, неужели это возможно! У меня такие живые отношения с Христом, ты говоришь мне, чтобы я сходил посмотреть на другие вещи. Чтобы предать Кого?Того, Кого я вижу, люблю, прикасаюсь, чувствую, принимаю на Св. Причастии? Как мне уйти?

В противном случае , если мы верим только интеллектуально и рационально, то все возможно. Я молюсь, чтобы ты избежал интеллектуального пространства и приблизился к пространству сердца, чтобы ты почувствовал Христа, тогда твой ум почувствует то, о чем говорит старец Паисий: что сердце христианина, который любит Христа, и вся его сущность освящается посредством кровообращения, которое разносит святость по всему телу; и если твое сердце станет православным, то оно передаст Православие через кровеносные сосуды по всему телу, и ты весь станешь православным. Как это происходит? Не спрашивай меня, но Бога!

Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар.

Часть 2 / Часть 1

Богослов.Ru

Метки:

Комментарии закрыты.