«Домострой» — не учебник по православному катехизису
Апрель 6th 2016 -
Женский вопрос снова встал ребром, да простит мне читатель эту филологическую шалость. О дискриминации женщины в православии и Церкви говорят давно, но развернувшаяся на эту тему некоторое время назад дискуссия в соцсети facebook показала, что порой люди умудряются ощутить себя ущемленными в чем-то по самым неожиданным поводам. Не скрою, свою долю смущений в связи с отношением к женщине в церковной среде испытала и автор данной статьи, но, слава Богу, со временем удалось с ними разобраться.
Образ и подобие
[«Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галат. 3, 28)] Положение женщины в обществе действительно не всегда было завидным, чего уж тут отрицать. Однако это существовало еще до появления христианства, так что дело вовсе не в нем. Множество факторов влияло и до сих пор влияет на это, и, если не вдаваться в политические, социально-экономические, бытовые и психологические подробности, то можно сказать так: человек способен до неузнаваемости исказить и трансформировать под свои собственные интересы даже самую прекрасную идею. Поэтому книга «Домострой», например, — это вовсе не учебник по православному вероучению, а конкретное сочинение, созданное с конкретными целями и в конкретный исторический период.
Тут надо, что называется, зреть в корень. Что же говорит о женщине Священное Писание? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Так как оба они сотворены по образу и подобию Божию и оба они соответствуют друг другу, значит, перед Богом они равны.
Но, как известно, ни одна система не может существовать без четко определенных сфер деятельности отдельных ее частей. Так изначально по замыслу Божию за мужчиной и женщиной были закреплены разные роли для того, чтобы, дополняя друг друга, они составили «плоть едину» (Быт. 2, 24). Так женщина являлась соответственной мужчине помощницей — о второсортности и уж тем более ущемлении в правах речи быть не может. Затем произошло грехопадение, в котором и Адам, и Ева были виноваты в равной степени, и Господь не приписывает никому из них вину большую. Оба наших прародителя оказались достойны изгнания из рая, и после этого, опять же в соответствии со своими личностными и физиологическими особенностями, получили разное предназначение в жизни уже вне Эдема.
При этом Господь устанавливает четкую иерархию: глава жены — муж, глава мужа — Бог. Да, в этом, конечно, можно усмотреть некую дискриминацию, но если быть справедливым, то женщина по своим психофизическим свойствам вряд ли смогла бы нести бремя главы семьи. Особенно в тот период, когда у нее на руках постоянно нуждающийся в ней (именно по преимуществу в ней, так уж устроено) первые годы своей жизни ребенок. О том знает любая мать. Так что это не ущемление в правах, а скорее адекватная женской природе роль. Считать это несправедливым, пожалуй, так же неумно (прошу прощения за прямоту), как называть дискриминацией само устройство женского организма со всеми его особенностями и реальными подчас неудобствами.
А потом, ответственность, возложенная на мужчину за его жену и детей, — бремя куда более тяжелое по определению. С него и спросит Господь больше. Тот, кто по долгу службы вынужден постоянно принимать какие-то решения и получать всякий раз от начальства нагоняй за ошибки свои и своих подчиненных, хорошо поймет, о чем я. Другое дело, что мужчины, к сожалению, часто забывают о такой мере ответственности, что, однако, не означает, что это норма. Хоть от частоты встречаемости может показаться и так. Но (пусть не прозвучит как угроза) Бог непременно с каждого спросит. Не угроза — факт.
К тому же Сам Бог Иисус Христос изволил воплотиться от Пречистой Девы Марии, и так Она стала превыше не только всех людей, но и всех ангельских чинов, херувимов и серафимов. Какая уж тут дискриминация?!
А самое главное, согласно вероучению возможность наследовать Царство Небесное абсолютно в равной степени доступна как для мужчин, так и для женщин. Апостол Павел в послании к галатам пишет: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галат. 3, 28).
Почему и что задевают?
Почему же все-таки дискриминация или нечто подобное ей ощущается некоторыми женщинами в Церкви? Причин, на мой взгляд, несколько.
Например, издавна во время богослужения мужчины подходили к Чаше, или ко Кресту, или на помазание прежде женщин. Но это всего лишь благочестивая традиция, которая не несет в себе никакой сакральности. Однако некоторые прихожане-мужчины считают, что пропустить их вперед — святая обязанность женщин, причем даже едва стоящих на ногах бабушек и беременных. И в случае чего это свое право ревнители чистоты православия отстаивают горячо. Порой даже отроки и юнцы подражают им. Помогают здесь и очень благочестивые женщины, которые исключительно из чувства истинного смирения, даже несмотря на тесноту в храме, будут теснить тебя и чуть ли не в спину пихать всех близстоящих мужчин, требуя, чтобы они проходили вперед. Вот в такие моменты и возникает чувство, что ты какая-то второсортная. И только со временем начинаешь понимать, что люди порой ведут себя подобным образом из-за непонимания, что такое христианское почтение, благочестие, смирение и любовь к ближнему. И только из-за того же непонимания, уже твоего собственного, и собственной скудости любви тебя это задевает и обижает и внушает мысли, что в такой Церкви тебе не место.
Еще одним источником смущения в этом смысле служат некоторые цитаты из святоотеческих творений, которые любят приводить феминистcки настроенные верующие. В них женщина называется либо сосудом греха, либо источником зла, либо другими подобными эпитетами. Но, во-первых, расстраиваться из-за высказываний, вырванных из контекста, неразумно, ведь чаще всего такие нелицеприятные слова встречаются (кстати, не в большом количестве) в различных наставлениях монашествующим, подвизающимся против греха и собственных страстей. Так духовные наставники заостряют внимание своих чад на том, что женщина — удобный, хоть очень часто и невольный, источник соблазна, который враг человеческого спасения диавол использует, чтобы сбить мужчину с пути спасения и погубить для вечности. Во-вторых, с полной уверенностью можно сказать, что те пастыри, кто наставлял и наставляет в борьбе со страстями женщин, говорили о таком же соблазне для них мужчин. Но исторически такие наставления не получили широкого распространения в среде верующих. Причина же этого, возможно отчасти в том, что для женщин намного тяжелее преодолевать другие страсти, и уже они требуют от духовного наставника большего внимания и пастырского труда.
Другое дело, когда кто-то ощущает как дискриминацию женщин такие вещи, как запрет въезда на Афон или невозможность стать священницей. Хочется возразить: послушайте, но вы ведь не станете всерьез сердиться на то, что вам не позволено свободно входить в чужой дом? То же и с обителями на Афоне. Люди собрались, создали общину, это их дом, в нем они воздвигли и храм для молитвы. Так почему же они обязаны кого-то к себе впускать?! А если и решились, то могут выбрать, кого. Разве требовать от них отказаться от этого права не будет дискриминацией? Да и вообще относиться к монастырям как месту общественного пользования нецеломудренно.
Насчет женского священства так вообще всё просто. Священнослужитель в богослужебном смысле — образ Христа. По плоти Христос был мужчиной, так как же Его образ может принять на себя женщина?! Церковь же — не театр, в конце концов! Никто же, надеюсь, не додумается предъявлять претензии Господу за то, что Он как-то неправильно воплотился… Да и по своим физическим и психическим свойствам женщина не могла бы нести священническое служение. Почти ежедневно стоять по многу часов на молитве? Почти ежедневно на протяжении нескольких часов принимать исповедь, когда люди с тобой не о прекрасном разговаривают, а всё самое темное и страшное из души достают, ожидая от тебя помощи и совета? Женская психика и физика вообще готова к такому?!
Обижаться же на запрет женщинам входить в алтарь тоже как-то странно. Правда, некоторые верующие называют дискриминацией наличие иконостаса, из-за которого не видно, что происходит в алтаре. Словом, человек может почувствовать себя уязвленным из-за совершенно неожиданных вещей. Как сказал один мой знакомый священник: «Чем больше самолюбие, тем легче его задеть».
Если же вспомнить, что Церковь — это не что-то отдельное от общества, а часть его, если за всеми несовершенствами этого общества постараться увидеть нечто иное, что в Церкви есть, то Господь непременно устремится тебе навстречу и даст почувствовать Свою любовь и радость пребывания в этой любви. И тогда разговор о какой-либо дискриминации будет просто немыслим…
«Саратовская областная газета» № 54, 30 марта 2016 г.