Синодик Недели Православия – точный выразительверы и сознания Церкви (1)
Март 20th 2016 -
Что же касается богословия священных икон, Синодик возвещает, что почитание их является следствием воплощения. Напротив того, отказ от почитания священных изображений-икон влечет за собой действительное отрицание спасения.
Но Синодик, хотя он и касается защиты священных икон, он далее затрагивает вопрос соединения двух природ во Христе, Божественной Евхаристии, священных Таинств, говорит преимущественно о Богопоклонении и о Воскресении, то есть тех истин веры, которые стремились извратить различные еретики, которые и называются.
В завершении, он излагает с предельной ясностью в «главах против Варлаама и Акиндина» богословие нашей Православной Церкви о нетварных Божественных энергиях, которым причастен человек и которые отличаются от Божественной сущности, которую он именует «неприступной и несмесной»(ἄληπτον καί ἀμέθεκτον), в то время как он говорит и о Божественной Свете Преображения, называя его «нетварной и природной благодатью и воссиянием и энергией, из которой проявляется божественная сущность ».
Сообщения Синодика произносятся при восклицаниях клира и народа, каковыми являются ублажение благочестивых царей, патриархов, клириков и мирян поименно с провозглашением «вечная память», но и анафематизмов еретикам с провозлашением «анафема».
Но что такое анафема?
Святой Никодим Святогорец сообщает, что анафема произноситься тому, кто отделяется от Бога и Церкви христиан, и предается дьяволу. Никто не может дерзать на общение с таким человеком и на совместное с ним причащение, тем, который разделился с Богом и с Церковью и предан дьяволу через анафему, но и все верующие отделены от него.[8] Во всяком случае, анафема отделяет и отрывает человека от Христа.
Святой Тарасий, патриарх Константинопольский в своем защитительном слове VII Вселенского собора говорит: «Страшное слово анафема, поскольку оно удаляет от Бога, соделывает человека отлученным от царствия небесного и ввергает его во тьму внешнюю».[9]
Апостол Павел говорит: «кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет анафема»[10]. Все те, кто проводит жизнь вне апостольского учения и предания божественного Павла, которое конечно же является и преданием Самого Христа, они не любят Господа в истине. Те, которые не любят истину, на тех лежит анафема, то есть они разделены с Богом.[11]
Термин анафема появляется у апостола Павла, и в послании к Галатам в отношении тех, которые проповедуют не так как передано: «Но если даже бы мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».[12]
Церковные анафематизмы не являются выражением гнева или проклятием или оскорбительным словом, но торжественным заявлением о том, что анафематствуемые не принадлежат к Телу Церкви, а народ Божий призывается к возношению о них молитвы и не смешиваться с преданным анафеме, дабы не погибло здравое учение, без которого не существует спасения. Следовательно, анафемы в особенности в наше время стирания этнических и национальных различий и синкретизма, являются исключительно оборонительным механизмом и способом педагогии для спасения истинного Православного самосознания…»[13]Анафемы являются пастырской мерой проявления любви и сохранения Православного самосознания и истины. Святые Отцы, когда на Соборах предавались анафеме еретики, делали это не из ненависти к ним, но с болью в душе их отрывали, «как неизлечимо больных», от Тела Церкви, точно также как и хирург отрезает сгнившую и мертвую часть тела для того, чтобы и остальному телу не передалась заражение. Следовательно, анафемы мы произносим главным образом тогда, когда есть ересь. Анафематствование это отделение, отрезание от всего Тела Церкви из-за недоброжелательности к нему. Поэтому то ересь является разрывом Богочеловеческого общения в общем Теле Церкви и по этой то, несомненно, причине она осуждается и анафематствуется Вселенскими Соборами.
Очень часто, когда говорится об этих вещах, но и когда читаются – если читаются только – анафемы Недели Православия, то весьма безразличные люди возражают и говорят: «Э, мы когда теперь живем? В средневековье? Разве можно говорить об анафематизмах и отлучение? Это те вещи, которые не подходят Церкви». К сожалению, влиянию этого образа мышления подверглись многие. То есть они считают, что Церковь является постоянно и только любовью. Однако такие люди являются несведущими. Они не поняли, что такое Православие и не постигли того, что Тело является возлюбленным. Если бы не существовало бы этой любви Божией, которая «обильно излилась в сердцах наших»[14], тогда бы отсутствие любви означало бы совершение отступления, апостасии. Поэтому, когда кто-то кого-то очень любит, то он вступает с ним в любовные отношения. Однако когда, свершается отступление, не только эпизодически, но на уровне закона, тогда Церковь это подтверждает неким законным способом, таким, какой выстрадан. Итак, когда Церковь кому-то говорит «анафема», то она ему свидетельствует, совершает некий акт, деяние, заверение о факте, который существует. Однако сегодня это не понимается людьми, потому что ими не живется и у них условия для чистоты, которая многими предается забвению. Церковь является живой реальностью. Когда верующий человек обладает чистотой, тогда он имеет связь с Церковью, ощущает любовь Божию и ее выражает. По причине отсутствия этого жизненного опыта мы сегодня дошли уже до такого знамения, когда говорят, что «анафемы и извержения из сана не имеют сегодня силы. Это изменилось. Мы живет в другую эпоху». Однако человек остается все тот же. Христос однажды для всех людей и всех эпох совершил великое таинство благочестия... «Иисус Христос вчера и сегодня тот же и во веки».[15] Итак, становится вполне понятно следующее: когда разрываются связи любви, тогда имеется отлучение, с помощью которого Церковь ратифицирует, придает законную силу ранее установившемуся положению.
Все это, что сегодня называют фундаментализмом, для верующих в Церкви является важными знаками, которые упрочивают любовь, определяют и замечают, что отношения в любви в рамках Церкви не являются чем-то второстепенным и третьесортным, но являются существенными ее компонентами. Эти вещи Церковь высказала с особой силой, когда она захотела высказать нежелание общения с теми, которым она дала заверение в том, что они умерли для любви. Это Тело, к которому и мы является мистическим, возлюбленным. Если не имеется этой связи в любви и этого любовного стремления, который выражается в деятельности, тогда происходит обман.
Синодик Православия, когда он был написан в первый раз в 843 году святыми отцами VII Вселенского собора, после завершения второй стадии иконоборчества, включал в себя анафемы на всех еретиков, начиная с Ария и до иконоборцев. С 9 века и после, поскольку появились и другие ереси, в особенности парасинагога Папизма, Церковь в 14 столетии сочла нужным дополнить Синодик Православия новыми анафемами, тогда же были добавлены «Главы против Варлаама и Акиндина», которыми предается анафеме в лице Варлаама Калабрийца и Григория Акиндина и ересь Папизма. Исходя из выше приведенной тактики, мы убеждаемся в том, что Синодик Православия является приспособляемым и что добавление новых анафем было и является обычной тактикой Церкви. Следовательно, не следует осуждать некоторым святых Отцов за то, что якобы они выше Церкви и не проявляют послушание, поскольку добавили анафемы.
Впрочем, Синодик Православия также говорит в одном из своих положений «всем еретикам , анафема»[16], анафема всем еретикам, и древним и новым, современным, тем, которые существовали, существуют и будут существовать вплоть до кончины века. Выше упомянутая тактика не является ни образцом, ни новшеством, ни чем-то первоочередным, что превышает Соборы и Церковь, но обычным смиренным следованием обычной Церковной тактики, и сохранением чина имеющегося в богослужебной книге Триодь, которая конечно же имеет свою силу вплоть до сего дня. Пастырская цель и намерение в провозглашении анафем двойная: одна – покаяние анафематствуемых, а другая – сохранение паствы от ересей, древних и новых, которые лишают людей спасения. Так, не следует Экуменистам торопиться упрекать и обвинять тех, которые благодатью Божией и сообразно человеческим силам, проявляют бдительность и непрестанный интерес к пастве и не дают возможность волкам расхитить и пожрать овец.
Напротив, должны бать осуждены Экуменисты, поскольку они оставляют овец, дабы они стали добычей хищных волков[17], разнообразных еретиков. Пастырская и педагогическая справедливость церковных мер проявляется и в том факте, что Экуменисты не переносят силы анафем, не переносят, избранники, антиеретического и порицающего еретиков учения Святых Отцов, не терпят даже понятия ересь. Поэтому то в 2005 году было отменено чтение анафем соборным определением. Поэтому то они отменяют с помощью метапатристической, неопатристической, эклектической и метаканонической ереси Святых Отцов, которые провозглашают по имени еретиков и их раскрывают. Поэтому они отменили понятие ересь, принимая их в качестве «равноценных, равнозначных и церквей-сестер» современные еретические парасинагоги Папизма и Протестантизма, но и древних, древнюю ересь Монофизитства.[18]
Возлюбленные мои чада.
Синодик Православия является единым текстом, который излагает и выражает кафолическую веру и учение нашей Православной Церкви. То есть он содержит ее наставление, проповедь и о содержании самой ее жизни. Учение сохраняет жизнь Церкви, сообщаем миру об этой жизни, хотя параллельно оно записывает и историческое свидетельство и сознание этой жизни. Поэтому и наша Православная Церковь внесла в богослужение сегодняшнего дня, Недели Православия, Синодик так чтобы он читался при внимании и молитве как священный догматический документ. Аминь.
Многая лета и доброго пути Святой и Великой Четыредесятнице!
С отеческими молитвами
Митрополит >
+ Пирейский Серафим
[1] Пастырское послание Преосвященнейшего митрополита Пирейского, Фалирского Серафима
[2] Τριώδιον, ἐκδ. «Φῶς Χ.Ε.Ε.Ν.», Ἀθήνα 2010, σ. 618
[3] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στόν Πειραιά γιορτάσθηκε αὐθεντικά ἡ Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ἰανουάριος-Μάρτιος 2012) 3-4.
[4] Σχ. βλ. ΑΡΧΙΜ. ΦΙΛΟΘΕΟΣ ΘΕΟΧΑΡΗΣ, Τό Συνοδικόν τῆς Ὀρθοδοξίας, Ὁμιλία στόν Κατανυκτικό Ἑσπερινό στήν Φλώρινα τήν Κυριακή 9-3-2014 (Α΄ Νηστειῶν).
[5] Τριώδιον Κατανυκτικόν, ἐκδ. Φῶς ΧΕΕΝ, Ἀθήνα 2001, σσ. 618-635.
[6] Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας. Μτφρ. Ἠ.Γ.ΠΕΤΡΟΠΟΥΛΟΣ, ἐπιμέλεια-σχόλια ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΣ ΚΟΡΑΚΙΔΗΣ, ἐκδ. Ἁρμός, Ἀθήνα 2006, σ. 11.
[7] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΓΕΩΡΓΙΟΣ ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΣ, Πηγές Ἐκκλησιαστικῆς Ἱστορίας, ἐκδ. Ἀρμός, Ἀθήνα 19982, σ. 118Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας. Μτφρ. Ἠ.Γ.ΠΕΤΡΟΠΟΥΛΟΣ, ἐπιμέλεια-σχόλια ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΣ ΚΟΡΑΚΙΔΗΣ, ἐκδ. Ἁρμός, Ἀθήνα 2006, σ. 11.
[8] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πηδάλιον, σσ. 396-398.
[9] Β΄ Τόμος Συνοδικῶν, σ. 724.
[10] 1 Кор. 16, 22
[11] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία εἰς τάς ΙΔ΄ ἐπιστολάς τοῦ Ἀποστόλου Παύλου, τ. Α΄,ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1989, σ. 697.
[12] Гал. 1, 8
[13] Смотрите соответственно наш документ по вопросу «Διευκρινήσεις γιά τήν Κυριακή τῆς Ὀρθοδοξίας», 14-3-2012, http://www.impantokratoros.gr/64EFF01C.el.aspx
[14] Рим 5, 5
[15] Евр. 13, 8
[16] Τριώδιον, ἐκδ. «Φῶς Χ.Ε.Ε.Ν.», Ἀθήνα 2010, σ. 628.
[17] Деян. 20, 29
[18] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, ἔνθ'ἀνωτ., σ. 5.
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год
Метки: Великий Пост, Торжество православия
Pages: 1 2