Поученіе. Преподобный Спиридонъ и Никодимъ

Ноябрь 13th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ ихъ жизни: а) должно трудъ соединять съ молитвой; б) избѣгать праздности и в) при изображеніи крестнаго знаменія складывать три перста.

I. Свв. преподобные Спиридонъ и Никодимъ, память коихъ совершается нынѣ, были просфорниками въ Кіево-Печерской лаврѣ и жили въ XII вѣкѣ.

Оба они происходили изъ простого народа и не знали даже грамоты. Въ молодыхъ лѣтахъ Спиридонъ поступилъ въ обитель. За высоконравственную жизнь игуменъ поставилъ его въ просфорню для приготовленія просфоръ. Послушаніе это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемыя имъ просфоры шли для великаго таинства св. причащенія. Трудъ свой св. Спиридонъ всегда соединялъ съ молитвою и чтеніемъ или пѣніемъ псалмовъ изъ псалтири. Св. Никодимъ былъ сотрудникомъ Спиридона и отличался такимъ же благочестіемъ, какъ и Спиридонъ. Святые провели вмѣстѣ 30 лѣтъ. Мощи ихъ почиваютъ въ Антоніевой пещерѣ. У св. Спиридона персты правой руки сложены такъ, какъ складываютъ ихъ при молитвѣ: три первые перста соединены вмѣстѣ, а средній и мизинецъ приложены къ ладони. Это — урокъ для нашихъ старообрядцевъ, которые обыкновенно такъ много ратуютъ за двуперстное перстосложеніе!

II. Много уроковъ предлагаетъ намъ жизнь препод. Спиридона и Никодима.

а) Во-первыхъ, они учатъ насъ трудъ соединять съ молитвою.

Трудъ располагаетъ къ молитвѣ и поддерживается ею, а молитва располагаетъ къ труду и возбуждается имъ. Однажды св. Антоній Великій, боровшійся въ пустынѣ съ своими помыслами, изъ глубины сердца вопросилъ Господа: «Господи, покажи мнѣ путь спасенія!» По какому-то невольному побужденію онъ вышелъ изъ своей пещеры и увидѣлъ кого-то похожаго на себя, который сидѣлъ и работалъ, потомъ всталъ изъ-за работы и началъ молиться; послѣ опять сѣлъ и вилъ веревку; поработавши, опять всталъ на молитву. Это былъ ангелъ Господень, посланный для наставленія и подкрѣпленія Антонія. Этотъ ангелъ Божій сказалъ ему вслухъ: «и ты дѣлай такъ, — и спасешься». Трудъ, подкрѣпляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благимъ трудомъ, могутъ привести ко спасенію души, къ которому прежде и больше всего должны стремиться трудящiеся .(Дост. сказ. о подвижнич. св. отцевъ, стр. 3, § 1, изд. 1845 г.).

б) Во-вторыхъ, жизнь препод. Спиридона и Никодима, чуждая праздности, научаетъ насъ избѣгать праздности, какъ самаго опаснаго состоянія для христіанина.

«Праздность или лѣность есть сама собою грѣхъ, ибо противна заповѣди Божіей, учитъ святитель Тихонъ задонскій. Еще праотцу нашему Адаму сказано отъ Бога: въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой, дондеже возвратишися въ землю, отъ неяже взятъ еси (Быт. 3, 10). Это повелѣніе и насъ, сыновъ Адамовыхъ, касается. И апостолъ святый и ѣсть тому запрещаетъ, кто не хочетъ трудиться. Посему живущіе въ праздности и чужими трудами питающіеся непрестанно грѣшатъ, и дотолѣ грѣшить не перестанутъ, доколѣ въ благословенные труды не отдадутъ себя. Отъ сего выключаются немощные и престарѣлые, которые хотя бы и хотѣли трудиться, но не могутъ. — Сердце человѣческое никогда праздно быть не можетъ, но всегда какими-нибудь мыслями занято бываетъ. А посему къ праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, какъ къ дому праздному, удобно приступаетъ душевный врагъ — діаволъ и наполняетъ его мыслями злыми, какъ вредными плевелами, и въ самое дѣйствіе поучаетъ ихъ производить. Посему праздность много беззаконій рождаетъ: отсюда пьянство; отсюда всякія блудныя дѣла; отсюда злыя бесѣды, пересуды, насмѣшки; отсюда частыя пиршества, хищенія, грабленія, клятвопреступленія; отсюда картежныя игры и неразлучные съ ними обманы, безчинія, ссоры, драки и прочія беззаконія. Праздность научаетъ воровать, лгать, льстить, обманывать, ибо праздный, не имѣя чѣмъ питаться, устремляется на похищеніе чужихъ трудовъ, или явно, или тайно, или обманомъ. Такъ праздность научаетъ многой злобѣ, по словеси премудраго Сираха» (Сир. 33, 28). (Изъ твор. св. Тихона задонскаго).

в) Наконецъ, третій урокъ, который для нашего назиданія можно извлечь изъ жизни преподобныхъ Спиридона и Никодима, тотъ, что троеперстіе, принятое въ правило церкви, весьма древне. Мы говорили уже, что препод. Спиридонъ почиваетъ въ положеніи молящагося и имѣетъ три первые перста правой руки соединенными совершенно ровно, а средній и мизинецъ пригнутыми къ ладони.

Это живое доказательство древности и правильности троеперстія.

По если бы кто пожелалъ отъ насъ указаніе еще на большую древность троеперстія, тому мы охотно приведемъ слѣдующій разсказъ одного русскаго путешественника по святымъ мѣстамъ.

Этотъ путешественникъ въ 1887 году посѣтилъ св. гору Аѳонъ и вотъ что сообщаетъ (о видѣнномъ имъ тамъ): «изъ Пантелеимонова монастыря мы [1], въ сопровожденіи проводника іеромонаха Августина, отправились на самую вершину Аѳона, въ греческій монастырь Діонисіатъ.

Греки выставили св. мощи, къ которымъ мы и стали прикладываться. Когда мы дошли до мощей св. священномученика Власія, епископа севастійскаго, то проводникъ нашъ, о. Августинъ, вынулъ изъ серебрянаго ковчега правую руку угодника, которая оказалась сложенною для крестнаго знаменія такъ: три первые перста правой руки соединены, а безъименный и мизинецъ пригнуты къ ладони. Священномученикъ Власій усѣченъ мечомъ въ царствованіе Ликинія (въ 316 году по Рождествѣ Христовѣ). Послѣ этого о. Августинъ вынулъ изъ серебрянаго ковчега правую руку св. Іоанна молчальника. И здѣсь три первые перста правой руки соединены, а безъименный и мизинецъ приложены къ ладони, но меньше, чѣмъ у св. Власія. Св. Іоаннъ преставился въ 558 году». (См. брошюру: «О крестномъ знаменіи» преосвященнаго Александра, епископа можайскаго).

III. Итакъ, возлюбл. братія, поучимся у преподобныхъ отцевъ нашихъ Никодима и Спиридона ихъ любви къ труду и удаленію отъ праздности, ихъ усердію въ молитвѣ во время труда, особенно полюбимъ пѣть свящ. пѣснопѣнія вмѣсто суетныхъ,жалкихъ и безнравственныхъ пѣсенъ міра, и наконецъ научимся ихъ вѣрности въ соблюденіи предписанныхъ церковію обрядовъ въ перстосложеніи. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Примѣчаніе:
[1] Митрополовъ, и начетчики Пузинъ и Киселевъ изъ Симбирска.

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 498-499.

/ Къ оглавленію /

Комментарии закрыты.