Поученіе 3-е. Св. Михаилъ, митр. кіевскій
Октябрь 13th 2012 -
Прот. Григорій Дьяченко
Урокъ пастырямъ и всѣмъ христіанамъ отъ мощей святителя.
I. Память святителя Михаила, нынѣ нами совершаемая, важна для всей церкви россійской уже потому, что имъ предначинается рядъ святителей нашихъ, чрезъ него благодать рукоположенія апостольскаго пришла изъ церкви греческой въ церковь россійскую.
Не всякаго Провидѣніе допуститъ стать на столь важное мѣсто, чтобы соединить собою двѣ великія церкви, и начать новый, многочисленный ликъ святителей Божіихъ. Это дѣло великое! — Но Михаилъ вполнѣ оправдалъ равноапостольное избраніе свое. Доказательствомъ сего служитъ его жизнь.
«Но, много ли мы знаемъ о его жизни?» подумаетъ при семъ кто-либо. — Если спросить историковъ, то они дѣйствительно скажутъ намъ весьма немного; почти одно то, что Михаилъ былъ родомъ изъ Сиріи, пришелъ въ Херсонъ ко Владиміру съ греческою царевною Анною, и окрестивъ его и народъ россійскій, святительствовалъ потомъ четыре года въ Кіевѣ. Одно почти это говорятъ историки о святомъ Михаилѣ; но мы, братіе, и не будемъ ихъ спрашивать о жизни сего святителя, отвѣтъ на это даютъ его св. мощи, доселѣ пребывающія нетлѣнными. Если самое тѣло Михаила столько возвысилось надъ всѣмъ тлѣннымъ, такъ очистилось отъ всего земного, что избѣгло общей участи тѣлъ человѣческихъ — обращаться въ землю, изъ которой они взяты: то явно, что душа Михаилова была храмомъ Духа Святаго. — А дѣянія таковыхъ людей извѣстны; для нихъ, по выраженію апостола, нѣтъ и закона (Гал. 5, 23); ибо они безъ закона всегда помышляютъ и всегда исполняютъ вся, елика честна, елика праведна, елика прелюбезна, аще кая добродѣтель, и аще кая похвала (Фил. 4, 8). Таковые люди направляются, по словамъ Давида, ко всякой заповѣди, и ненавидятъ всякій путь неправды (Псал. 118,104). Они смиренны, кротки, благопокорливы, не воздаютъ зла за зло, благословляютъ даже клянущихъ ихъ и молятся за творящихъ имъ напасть. Таковъ, безъ сомнѣнія, былъ въ дѣйствіяхъ своихъ и Михаилъ, какъ то показываетъ святость и нетлѣніе мощей его.
II. Какъ драгоцѣненъ залогь сей для всей церкви россійской! — Онъ показываетъ, что благодать рукоположенія апостольскаго, столь важная для іерархіи и для всей церкви, принесена въ наше отечество въ сосудѣ крѣпкомъ, чистомъ и благолѣпномъ, что первый пастырь нашъ былъ не по имени токмо, но и на дѣлѣ — ангеломъ представителемъ и предстателемъ новосозданной церкви. Безъ сомнѣнія, и теперь сей ангелъ предстатель не оставилъ стражи своей, не престаетъ осѣнять молитвами своими народъ, приведенный имъ ко Христу, особенно пастырей сего народа, кои всѣ чрезъ него приняли благодать священства. Если бы духъ Михаила оставилъ паству свою, то не осталось бы среди насъ и его тѣла. Къ чему служилъ бы видимый знакъ единства, если бы совершенно прервался союзъ невидимый и духовный? — Въ нетлѣнныхъ останкахъ своихъ первый іерархъ россійскій продолжаетъ нѣкоторымъ образомъ совершать даже на землѣ пастырское служеніе свое, поучая вѣрѣ и добродѣтели всю паству свою. Не долго суждено ему было учить народъ новообращенный; ибо онъ святительствовалъ, какъ мы сказали, только четыре лѣта, да и новообращенные еще не способны были къ принятію всей полноты ученія христіанскаго: и вотъ, какъ бы въ замѣну сего служенія, предоставлено ему учительство высшее, которое окончится только съ концемъ міра. — Святыя и нетлѣнныя мощи Михаиловы сильнѣе всякаго слова поучаютъ и всѣхъ пастырей и всѣхъ пасомыхъ.
а) Пастырямъ Михаилъ показываегь собою, каковъ долженъ быть христіанскій пастырь. Мало того, если онъ служитъ только орудіемъ къ низведенію благодати на пасомыхъ — въ таинствахъ, такимъ орудіемъ, чрезъ которое протекаетъ только благодать, не освящая его самого и не оставляя на немъ слѣда, — мало сего для пастыря, хотя пасомые и такимъ образомъ пріемлютъ всю, необходимую для спасенія ихъ, благодать. Истинный христіанскій пастырь долженъ быть орудіемъ благодати не мертвымъ, а живымъ, не преводящимъ токмо сію благодать, а исполненнымъ и проникнутымъ ею, и потому источающимъ ее, — онъ долженъ быть постояннымъ жилищемъ и храмомъ Духа Святаго. Говоря словами писанія, въ пастырѣ требуется совлеченіе ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ (Еф. 4, 22), и стяжаніе потаеннаго сердца человѣка, въ неистлѣніи кроткаго и молчаливаго духа (1 Петр. 3, 4). Къ сему-то призываетъ всѣхъ преемниковъ своихъ въ пастыре-начальствѣ первый іерархъ россійскій.
б) Но поучая пастырей, святый Михаилъ нетлѣнными останками своими преподаетъ наставленіе и всѣмъ пасомымъ — быть христіанами не по одному имени, блюсти твердо вѣру православную и осуществлять ее постоянно въ жизни стремиться путемъ добродѣтелей и покаянія во слѣдъ его въ небесное отечество.
III. Пребудемъ ли, братіе, равнодушны къ сему? Безотвѣтны будемъ, если, живя среди сонма святыхъ Божіихъ, не научимся восходить, по слѣдамъ ихъ, на небо! Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ проп. Иннокентія, архіеп. херсонск. и тавр., т. II, изд. 1873 г.).
Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.