Лихие Святки. В эти дни разрешалось то, что было недопустимо в другое время

Январь 8th 2016 -

Рождественские гадания. Елизавета Бем

Так вот. Именно второй случай и назывался колядованием. Связан он был с незапамятно древним культом предков. Считалось, что в период, когда ночи самые длинные, а дни самые короткие, начинается самый разгул жителей потустороннего мира. Среди них могли оказаться и твои предки, за что-то на тебя озлобленные. Их-то и следовало задобрить. Конечно, если ты раньше не совершил другой обряд. Полагалось пойти на жальник, или кладбище, развести там костёр и символически угостить предков — пролить на могилу хоть пару капель того самого «зелена вина». Но за этим следили строго, и таких почитателей предков ждала суровая кара, вплоть до отлучения от церкви. Колядовавших, конечно, тоже не жаловали. Было даже распоряжение царя Алексея Михайловича: «Богомерзкие хари, гудки и гусли бросать в огонь». Но самих озорников не трогали. Более того — сам благочестивый царь на Святки посещал тюрьмы и одаривал сидельцев пряником и чаркой. В полном соответствии с Домостроем: «Да ещё недруга на Святки напоити и накормити, ино вместо вражды — дружба».

Пир — мёртвый мир

Между прочим, с языческим обрядом почитания предков связано и традиционное кушанье кутья: классическая поминальная каша из белого зерна (пшеница, позже — рис), сваренная на сыте (разведённая мёдом вода). В православное время её ели в сочельник, причём соответствующей христианской символики так и не придумали. Но кое-где ещё помнили, зачем на самом деле такая каша. И ставили на стол лишние приборы с гор­сточкой кутьи — для тех, кто умер в истекшем году. Хозяин перед подачей кутьи распахивал дверь и приглашал души мёртвых. А потом гадали — если покойники кашу подъели, значит, довольны. Если нет — жди беды. Учитывая, что мышей тогда водилось в достатке, каши наутро почти не оставалось.

Архипова О. В._Рождественские колядки

В более позднее время этот обычай принял несколько иные формы. Раньше считалось, что в дом приходят предки. А во времена, что вспоминал писатель Иван Шмелёв (рубеж XIX-XX вв.), полагали, что кормить-поить следует любого святочного гостя — вдруг с ним приходит Благодать Божия?

На Святках же был распространён обычай поминать не просто абстрактных предков, но и целенаправленно жён-рожениц. Это связано с культом Рода и Рожаниц, главных божеств древних славян, которых чуть ли не до сих пор можно увидеть на северорусских вышивках. Кое-кто из тёмных крестьян «приклеил» старый обычай к новым, христианским реалиям. И ещё почти тысячу лет деревенские бабы от чистого сердца шли во второй день Рождества «по­клониться пирожками матушке нашей, Пресвятой Богородице». Пироги складывали к церковным иконам. Это вызывало сначала недоумение, а потом и явное недовольство иерархов. Митрополит Михаил писал: «И те ж пироги на завтрие Рождества Христова, что приносят до церк­вей, мняше в честь Богородицы, есть великое бесчестие и догмат безбожных еретиков».

Сейчас многое забылось, да и Святки празднуют не так лихо, как раньше. Виной тому общее смягчение нравов. Маски жечь перестали, десятки куриных яиц задницей подданных не били. В моду уже с конца XVIII в. среди аристократии вошли святочные балы и спектакли. Между прочим, в 1829 г. в одном из них принимала участие и Натали Гончарова. Простонародье же довольствовалось уличными балаганами, где шли представления с дикими названиями. Например, такими: «Как купец на шаре поднялся и к диким в плен на остров попался». А то и хлеще: «Суматоха в булочной, или Наказанные ловеласы».

Источник: АиФ

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.