Мученик Никита Сухарев
Июль 3rd 2012 -
Память 21 июня/ 4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился в 1876 году в деревне Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Егорьевский район Московской области) в семье крестьян Андрея Кузьмича и Анисии Алексеевны Сухаревых.
Окончил сельскую школу и работал ткачом на одной из фабрик в Орехово-Зуево.
После закрытия в 1939 году последнего из действующих тогда в городе Орехово-Зуево храмов – церкви Рождества Богородицы вместе с церковным старостой мучеником Димитрием Волковым добивался от властей разрешения на открытие храма. Власти под разными предлогами отказывали в этом, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. Но председатель горсовета ответил, что ничем помочь не может, так как на митингах рабочие местных фабрик требуют закрытия храма.
На очередном заседании члены двадцатки единогласно постановили добиваться в Мособлисполкоме разрешения на открытие храма. Был нанят в Москве адвокат, который составил соответствующее прошение. Мособлисполком дал ответ, аналогичный ответу горсовета. Поэтому 15 мая 1941 года верующие отправились в приемную вышестоящего органа — Верховного Совета РСФСР с жалобой на действия местных властей и с просьбой открыть храм.
Добиваясь прекращения активной деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций воспрепятствовать открытию храма. Осведомитель донес, что руководящую роль в хлопотах по открытию храма играет Никита Андреевич Сухарев:
«Никита Андреевич обижается на советскую власть, потому что советская власть закрывает церкви, – сообщил осведомитель. – 31 мая 1941 года Никита Андреевич сказал: “Дали нам конституцию, по ней мы имеем право хлопотать, а на самом деле хлопотать очень трудно, – значит, конституция одно, а на деле другое...” В апреле 1941 года в церкви... Никита Андреевич говорил: “Все, что делается у нас в стране сейчас... взято с римского времени: как раньше было гонение на христиан... так и у нас сейчас делается. Вот взять учение Маркса-Энгельса, – этим учением одурачили наш народ, и народ отошел от Церкви... Какие выпустили законы! – за каждый малейший проступок судят, сажают в тюрьму”» [1].
23 июня 1941 года по решению руководства Московского НКВД Никита Сухарев был арестован вместе со старостой храма и заключен в одну из москвских тюрем. Неоднократно допрашивался.
7 июля 1941 года ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, но виновным он себя не признал.
В июле 1941 года Москва была объявлена на военном положении. Следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, туда же этапом вслед за ними были отправлены и подследственные.
Никита Сухарев был заключен в омскую тюрьму. С 3 сентября 1941 года круглосуточные допросы возобновились.
– Следствию известно, что вы в присутствии Савинова, Бритенкова и других высказывали недовольство советской властью, заявляя, что по конституции разрешается свободное отправление религиозных обрядов, а в действительности этого якобы делать не дают. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь Никиту Андреевича.
–Такой разговор с моей стороны имел место при следующих обстоятельствах. На одно из заседаний двадцатки в мае 1940 года Бритенков принес конституцию СССР и зачитал статью о свободном вероисповедании... Когда Бритенков кончил читать, то я сказал: «По конституции-то мы имеем право на свободное вероисповедание, а на самом деле, сколько мы ни хлопочем, у нас ничего не выходит, и церковь нам открыть не дают. Значит, конституция это одно, а на деле советская власть проводит совсем другое». На мои слова никто ничего не ответил, и вскоре мы все разошлись.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что являлись активным участником антисоветской группы церковников, существовавшей в Орехово-Зуевском районе?
– Я являлся участником группы церковников, но антисоветской деятельности наша группа не проводила.
– В чем заключалась практическая деятельность вашей группы?
– Наша деятельность заключалась в том, что мы вели активную агитацию среди жителей города Орехово-Зуево за открытие бездействовавшей там церкви.
– Следствию известно, что в апреле 1941 года вы в присутствии Савинова и других в помещении орехово-зуевской церкви высказывали клевету на советскую власть, заявляя, что при советской власти существует якобы такое же гонение, как во времена Римской империи. В этом вы признаете себя виновным?
– Такой разговор был у меня с Анной Кулешовой. Она сказала, что нам не дадут открыть церковь, и стала обижаться на это. Я ей ответил, что еще во времена Римской империи были гонения на христиан и что такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Но, как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан. При этом разговоре, как я помню, присутствовал Савинов и еще кто то из двадцатки.
– Следствию известно, что председатель вашей двадцатки, Дмитрий Иванович Волков, неоднократно допускал в вашем присутствии антисоветские высказывания. Дайте показания по этому вопросу.
– По этому вопросу я показать ничего не могу, так как антисоветских высказываний я от него не слышал.
На этом допросы Никиты Андреевича были окончены.
4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал:
«Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР» [2].
27 декабря 1941 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, из тюрьмы освобожден не был.
Скончался 4 июля 1942 года в омской тюрьме №1 от невыносимых условий содержания. Погребен в безвестной могиле.
Реабилитирован в августе 2003 года прокуратурой г.Москвы [3].
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 марта 2007 года для общецерковного почитания.
Источник: Дамаскин (Орловский), игум., «Мученики Димитрий (Волков) и Никита (Сухарев)» («Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь.». Тверь. 2005.