Святитель Иоасаф Белгородский
Сентябрь 16th 2010 -
Дни памяти: 4 (17) сентября , 10 (23) декабря
В городе Белгороде, Курской губернии, в Троицком монастырском соборе почивают теперь в ценной гробнице святые останки святителя Белгородского Иоасафа.
156 лет пролежали они нетленными в сырой гробнице и оттуда нанесены в левый придел Троицкого собора, сооруженный, по воле святителя Иоасафа, во имя Страшного Суда Божия.
Очевидно, всегда памятовал святитель Иоасаф день Страшного Суда Божия… И теперь он как бы пришел на этот Страшный Суд непорочным, прославленным.
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский
Россия. XIX в. Нимб выполнен после прославления святого.
Длинными вереницами идут теперь богомольцы к гробнице архиерея Божия, чтобы поклониться его нетленным мощам… А целые миллионы верующих, лишенных возможности посетить Белгород, духовно идут к святой гробнице сердцем своим — своею верою. И всех объемлет святитель своею любовью: он всем является с своей благодатной помощью — и поклоняющимся его святым мощам, и духовно притекающим к ним с верою и молитвою. Прислушайтесь к тому, что говорят о святителе Иоасафе верующие люди. Они расскажут вам, как он исцелял и исцеляет тяжкие недуги, как он являлся и является в ночных видениях и старцам, и детям. И особенно много в недавнее время было благодатных явлений святого архипастыря детям. Значит их чистые сердца дороги святителю Божию…
Проповедь: Еще одинъ свѣтлый юбилей. Къ пятидесятилѣтію прославленія святителя Іоасафа Бѣлгородскаго
Но близкий детям по своей чистой, святой душе, святитель Иоасаф должен быть дорог им и потому, что его детство было святым детством, поучительным для всех детей.
И вот что известно, между прочим, о детстве святителя Иоасафа.
Святитель Иоасаф, в мире Иоаким, родился в знатной благочестивой семье, верстах в полутораста от города Киева, в древнем украинском городе Прилуках.
У святителя Иоасафа были добрые, набожные родители, Андрей и Мария Горленки. Крепко любили они свою родную землю, веру православную и храмы Божий, о благоукрашении которых немало заботились. Их сын Иоаким, родившийся в 1705 году, унаследовал от своих родителей их благочестие. Первое детство он проводил в родной семье. И понятно, что, как и всякий малютка благочестивой семьи, он вместе с родителями посещал храмы Божий.
Семи лет мальчик Иоаким был отдан для обучения разным наукам в лучшее по тому времени училище, — в Киевскую академию, где учился и его отец и где воспиталось несколько святых угодников Божиих, каковы, например, Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский.
Киев — это мать городов Русских. Его святые храмы, его пещеры давно уже привлекали к себе сердца благочестивых людей. Так было всегда. Так было и во время детства Иоакима. И сам Иоаким был из числа тех людей, которые преклоняются сердцем своим пред подвигами святых людей.
Неудивительно, что у Иоакима уже к одиннадцати годам созрело решение уединиться в одном из Киевских монастырей.
И родители Иоакима сознавали, что их любимый мальчик недолго будет жить в родном гнездышке. Еще ранее отец Иоакима — Андрей Димитриевич сидел однажды у своего дома. При закате вечернего солнца он увидел на розовом облаке Царицу Небесную и сына своего Иоакима у ног Владычицы. Вглядываясь в видение, Андрей Димитриевич увидел еще Ангела, который прикрывал сына его архиерейской мантией. Пресвятая Дева сказала при этом мальчику: «Молитва твоя угодна Мне».
«Что же, Пречистая, оставляешь Ты нам, родителям?»— как бы в ответ на слова Владычицы сказал отец будущего святителя, очевидно хотевший, чтобы он утешил своих родителей в старости.
Но время шло. Андрей Димитриевич стал забывать, по-видимому, о знаменательном видении. Однако, сын его яснее и яснее понимал, что трудно противостоять ему благодатному внутреннему влечению к уединению и молитве.
И вот отрок, сердце которого горело пламенной любовью к Богу, уже решил про себя, что он, под предлогом довершения образования, приедет в Киев и здесь вступит в монастырь. Подобно Феодосию Печерскому, тайно покинувшему дом матери, чтобы поселиться в Киевской пещере Антония, Иоаким тайно пришел в Межигорский Киевский монастырь и стал подвизаться в нем, уединяясь иногда для молитвы в одну маленькую пещерку. В Киеве и постригся Иоаким в иночество с именем Илариона. Родители юного отрока со скорбию благословили его на подвиги.
Изредка инок Иларион посещал дом родителей, но, выходя в мир, он оставался тем же строгим иноком. Жители Украины, знавшие святителя Иоасафа, или, по крайней мере, слыхавшие о нем, рассказывают, что юный монах во время многолюдных собраний в доме его отца тихо сидел, обыкновенно, в углу громадного зала и во время больших обедов ел только корки черного хлеба, не прикасаясь к пище, предлагавшейся гостям.
Недолго пробыл Иларион в Межигорском монастыре. Как выдающийся духовным опытом и умом, Иларион сначала был назначен учителем в Киевскую академию. Здесь, по принятии полного монашеского пострига, он был назван Иоасафом и после был сделан иеродиаконом и иеромонахом. Затем мы видим Иоасафа игуменом в Мгарском Лубенском монастыре. Игумен Иоасаф за восемь лет игуменства благоустроил этот бедный монастырь. Несмотря на свои недуги, он не однажды ездил в большие города, как, например, в Москву и Петроград за сборами на обитель. А при отсутствии железных дорог — это был не малый подвиг. Но в этих подвигах игумена Иоасафа поддерживала благодатная помощь св. Афанасия — патриарха Константинопольского, мощи которого почивают в Лубнах и который несколько раз являлся в видении благочестивому игумену со словом утешения и ободрения. После одной из поездок в Петроград игумен Иоасаф по указанию императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и почти одновременно с этим был назначен наместником Троице-Сергиевской Лавры.
И в Троицкой Лавре нового наместника ждали труды. Незадолго до приезда в Лавру, во время сильного пожара, в ней выгорели многие здания, обрушилась часть каменных построек.
И архимандрит Иоасаф снова отдался делу устроения Сергиевской обители, славной подвигами великого игумена Преподобного Сергия.
Кто из православных русских людей не знает Сергиевой Лавры с ее величественной колокольней, с каменными постройками, с красивым зданием духовной академии?! И все это благоукрашено или благоустроено Иоасафом. И доселе еще в Троицкой Лавре гудит благовестный колокол весом в 4000 пудов. Этот колокол вылит был при святом Иоасафе. При нем же было перестроено несколько башен, настоятельские покои, братские келий, застроена Смоленская церковь и точно уходящая в голубое небо Лаврская колокольня.
Обо всем этом заботился архимандрит Иоасаф. На устроение всего этого тратил он свои слабые силы.
И как будто Промысл Божий звал его только туда, где нужен был неустанный труд, где нужно было благоустроять неблагоустроенное.
Недолго был архимандрит Иоасаф в славной Сергиевой Лавре. Он был скоро назначен епископом Белгородским. Белгород — это уездный город Курской губернии. Мало известен он был до открытия святых мощей угодника Божия. Не особенно он известен был на Руси и полтораста лет назад, хотя он был и губернским городом. Одно предание повествует, что когда новый архиерей подъезжал к Белгороду, его встретил юродивый «Яша блаженный», который долго бежал рядом с архиерейской тележкой и повторял: «Церкви здесь бедные, паны вредные». И вот на такой-то ниве должен был работать святитель Иоасаф.