Лукас Кранах (старший)
Февраль 19th 2010 -
За 45 лет, прожитых в Виттенберге, Кранах из безродного странствующего живописца превратился в самого богатого жителя города, многоуважаемого члена городского управления, дважды избиравшегося бургомистром. Он содержал большую мастерскую, был владельцем нескольких домов и земельных участков, аптеки, книжной лавки и типографии. Женился Кранах на дочери богатого виттенбергского пивовара, тем самым умножив свои богатства.В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Екатерины». Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь»), и картины на библейские темы («Рождество Христа»), и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса»), и жанровые сцены, и сцены охоты («Охота на оленей»).
С 1510-х гг. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»).
На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Его портреты пользовались большой популярностью. Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. Шёнер»). Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. и вскоре переросло в тесную дружбу. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
В 1550 г. курфюст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Кранах следует за ним сначала в Аугсбург, а затем в Веймар.
16 октября 1553 г. Лукас Кранах скончался.
The Rest on the Flight into Egypt . 1504
Wood, 69 x 51 cm. Staatliche Museen, Berlin
Лукас Кранах Старший. Отдых на пути в Египет. 1504 Дерево, 69 х 51 см. Государственные музеи Берлина
The Martyrdom of St Catherine. 1504-05
Wood, 112 x 95 cm. Collection of the Reformed Church, Budapest
Мученическая смерть св. Екатерины. Святые Доротея, Агнесса и Кунигунда.
The Martyrdom of St Catherine. 1506
Lime-tree, 126 x 140 cm. Gemäldegalerie, Dresden
Лукас Кранах Старший. Мученичество Св. Екатерины. 1506 липа, 126 х 140 см. Картинная галерея Дрездена
Housealtar of Count William II of Hessen. c. 1508
Panel, 38 x 25 cm (central), 39 x 10 cm (each wing). Staatliche Museen, Kassel
Altarpiece of the Holy Family. 1509
Oil on panel, 120 x 99 cm (central panel), 120 x 43,5 cm (each wing). Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt
Trinity. 1515-18
Panel Kunsthalle, Bremen
The Trinity
Oil on wood Museum der Bildenden Kьnste, Leipzig
Лукас Кранах Старший. Святая Троица
Virgin and Child with a Bunch of Grapes. 1509-10
Oil on panel, 72 x 44 cm Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid
Sts Elizabeth and Anne (inside) c. 1514
Oil on panel, 85 x 31 cm (each wing) Fundaciуn Colecciуn Thyssen-Bornemisza, Pedralbes
Sts Christopher and George (outer side) c. 1514
Oil on panel, 85 x 31 cm (each wing)
Fundaciуn Colecciуn Thyssen-Bornemisza, Pedralbes
The Mystic Marriage of St Catherine c. 1516
Panel, 67,5 x 47,3 cm Museum of Fine Arts, Budapest
The Annunciation to Joachim 1516-18
Oil on panel, 60,5 x 51 cm Museum of Fine Arts, Budapest
Лукас Кранах Старший. Благовещение Йоахим 1516-18 Дерево, масло, 60,5 х 51 см Музей изобразительных искусств, Будапешт
Метки: Распятие, Религия, Христианство
Pages: 1 2