Преподобный Симеон Столпник
Сентябрь 13th 2010 -
Серебряная табличка с позолотой, посвященная Симеону Столпнику, к. VI в., Musée du Louvre, Париж.
Видео № 1: Монастырский комплекс Калъат-Симъан, 476-490 гг...
Видео №2: отрывки из короткометражного фильма «Симеон-пустынник» (1965) Луиса Бунюэля, вольно интерпретировавшего историю столпника
Отшельнический вид служения возник на самой заре христианства в пустыне Египта и в Иудее, а затем в известняковых горах Сирии. Однако столпники отличаются от остальных анахоретов.
Наиболее яркие фигуры этого аскетического движения — два Симеона (Симеон Младший жил в VI веке н. э. — Прим. ред.). Еще при жизни они становились святыми для тех, кто искал благодати. И это коренным образом отличается от известной до того времени модели обретения святости — мучениками после их смерти. Святость столпников провозглашалась народом, а не церковью», — Иоанна Рапти, автор курса «История искусства и археологии раннехристианских народов, коптов и византийцев» в Школе Лувра.
Симеон Столпник Старший и Симеон Столпник Младший, до 1666 г., икона, предположительно написанная Юсуфом аль Муссавиром (Алеппо, Сирия), коллекция Абу Адаля
Симеон Столпник Младший, изгоняющий дъявола, дата неизвестна, Wellcome collection, Лондон
В Антиохии со временем появляется несколько живых святых. Это явление имело большое духовное значение, но не будем также забывать и о его социальной и даже экономической важности. Ведь каждый столпник привлекал множество паломников, что не могло не сказаться на окружающих селениях.
К тому же движение столпников породило создание новых произведений искусства и архитектуры. Таких, как наша табличка со змеем. Вот что мы узнаем о его встрече с Симеоном из многочисленных текстов, написанных на тему жизни святого:
Змей с бородой (чтобы было точно понятно, что он мужчина) пришел просить Симеона излечить его жену, поскольку женщины к святому не допускались. Тот факт, что змей, воплощение зла, обратился к Симеону, подчеркивает святость столпника. О чудодейственных врачевательских способностях Симеона говорит и надпись на табличке, сделанная человеком, чью жену, вероятно, святой смог излечить: «В благодарность Богу и святому Симеону я дарю эту табличку».
Эта пластинка, выступавшая в роли ex-voto, крепилась к стене в святом месте и посвящала нас в житейские детали.
Колонну с довольно высоким ограждением, которое не только защищало святого от падения, но и позволяло ему, когда он того желал, укрыться от людей. С помощью лестницы к столпнику поднимали скудную пищу и питье. Бывало, что по ней могли взобраться и избранные для личной встречи со святым.
Известность Симеона Старшего была колоссальной: его знали и в Испании, и в Аравии», — Иоанна Рапти, автор курса «История искусства и археологии раннехристианских народов, коптов и византийцев» в Школе Лувра.
Это и другие изображения столпников позволяют утверждать, что такая радикальная аскеза совмещалась с некоторой театральностью. Колонна служила святым не только для того, чтобы изолироваться, но также превратилась в подобие подмостков.
Даниил Столпник, Минологий Василия II, Х в., Bibliotheca Apostolica Vaticana, Ватикан
Для того чтобы добраться до святого, нужно было пройти определенный путь: духовный и физический. Такой же путь проделал и сам Симеон в своем духовном росте», — Иоанна Рапти, автор курса «История искусства и археологии раннехристианских народов, коптов и византийцев» в Школе Лувра.
Пока вы читали статью, наверняка подумали, откуда у человека могла возникнуть мысль взобраться на колонну. Оказывается, жизнь на столпе — не вполне оригинальная идея Симеона. Вот что пишет Проспер Альфарик в журнале Revue d’Histoire et de Philosophie religieuses, 1924:
Некоторые авторы утверждают, что первый столпник, святой Симеон Старший, всего лишь христианизировал языческий обычай своей родины. Из трактата «О сирийской богине» Лукиана нам известно, что в Антиохии, в Иераполисе (сегодня Памуккале в Турции. — Прим. ред.), перед храмом богини Атаргатис стояли две высокие колонны в форме фаллоса.
Каждый год на одну из них взбирался мужчина, поднимал при помощи цепи все необходимое и проводил там семь дней. Таким образом он был ближе к богам и мог быть лучше услышан ими. Он молился о процветании Сирии, и люди, желающие получить его заступничество, приносили ему приношения. Они называли свои имена, и он молился за них.
Образ жизни столпников заставляет нас также вспомнить об аскетах Индии. Там были аналогичные истязания: «руки, поднятые к небу, высыхают, суставы болят, ноги распухают и покрываются ранами из-за долгого стояния, позвоночник сгибается под весом тяжелых цепей, голова постоянно находится под палящим солнцем, тело — в распинающих позах, и в довершение крайне суровая диета».
Вам нравится статья? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или станьте другом Музы на Фейсбуке и/или в Инстаграм. Amuse A Muse – некоммерческий арт-проект, созданный для популяризации знаний об искусстве и культуре. Он сможет вырасти только с вашей помощью.
После смерти Симеона вокруг колонны была сооружена церковь. Нам мало что известно о том, кто решил ее воздвигнуть. У специалистов есть мнение, что это внушительное здание появилось во второй половине V века благодаря щедрости императора Зенона, выходца из этого региона.
Остатки колонны Симеона Столпника в Калъат-Симъан, Сирия
Pages: 1 2