Пророк Самуил

Сентябрь 1st 2010 -


Пророк Самуил

В течение многих лет Свящ. Писание ничего более не говорит о Самуиле. Впрочем легко можно заключить, что в течение этого долгого периода пророк-судия оставался верным Богу и верным народу, которым правил, и что под мудрым и справедливым его управлением Израиль жил беспечально и пожинал богатые плоды его правления, каждый под виноградником и под смоковницею своею. Но по времени, на склоне лет Самуила правление его ослабевает, народу делается тягостным.

Самуил в старости разделил дело правления между двумя своими сыновьями, Иоилем и Авиею. Молодые люди не ходили по стезям своего отца. Страх к Богу и ненависть к любостяжанию отнюдь не были преобладающими чертами в их характере. Они, по словам свящ. повествователя, «уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно» (1Цар 8:3). Такой образ действий естественно не мог нравиться сынам Израилевым и их воспоминания об Офни и Финеесе и об их преступном образе действий во время старости Илия были слишком живы в памяти, чтобы дозволить поступать точно также сыновьям Самуила.

Опасаясь горьких последствий для своего отечества вследствие беззаконного образа действий сыновей его, старейшины Израилевы собрались в Раму, представили свои жалобы и опасения престарелому пророку и просили его поставить царя над ними, чтобы тот судил их подобно народам языческим в предотвращение грозящей опасности.

Самуил был опечален таким своеволием народа; но прежде чем дать решительный ответ, он обратился с молитвою к Господу, желая узнать волю Его. Иегова в Своем ответе свыше объявил ему истинное свойство их непокорности и недоверия к нему, доселе управлявшему ими, но повелел ему в этом случае снизойти до желания народа и дать им царя.

Царем был избран и помазан на царство Саул, сын Киса, из колена Вениаминова. При торжественном помазании его на царство, Самуил объявил народу, что отселе управление им будет принадлежать царю, а он с детьми останется между частными людьми. При этом в Галгалах он с глубоким смирением подверг себя общему суду, прося объявить пред Богом и Его помазанником о притеснениях и обидах, если какие кто терпел от него, обещаясь тотчас вознаградить за все.

Весь народ единогласно свидетельствовался Богом, что никто никогда не терпел от него никакого притеснения. Тогда Самуил произнес свой последний суд на них: изобразил Божественное покровительство Божие, столь многократно оказанное народу Израильскому во времена вождей и судей, и в заключение сказал, что требованием царя сделана ими несправедливость Богу, а в подтверждение слов своих испросил у Бога знамение грома и дождя во время жатвы, когда в Палестине не бывает ни грома, ни дождя.

Весь народ затрепетал и просил молитв пророка, сознавая грех свой. Пророк, успокаивая их, увещевал не отступать от Господа, бояться Его, и служить Ему от всего сердца; я же, говорил он, не перестану молиться за вас и наставлять вас. «Если же будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1Цар 11-12).

И действительно, Саул недолгое время хорошо правил Израилем, но венец скоро оказался тяжелым для его легковерного ума, и он скоро поколебался и упал. Взявши на себя лично принести жертвы Господу для снискания Его милости и призвания Его помощи в войне с Филистимлянами, Саул получил строгое осуждение от пророка Самуила, указав ему на его святотатство и сообщив, что его царство окончательно будет отнято у него и дано Господом мужу по сердцу Божию. Вскоре после сего вторично легкомысленный царь вызвал осуждение себе от престарелого пророка по следующему случаю: Саул и его войско по повелению Божию напали на Амаликитян и на все их владения, но из чувства алчности они исполнили Божественное повеление только отчасти, не доведя до конца.

Пророк Самуил снова укорил царя в его великом грехе, напомнил ему об его низком происхождении, его последующем возвышении на царский престол и об его неблагодарности к Господу, проявившейся в неповиновении, и снова подтвердил ему, что Господь лишает его царства.

После сего Самуил расстался с царем с чувством глубокой горести и удалился в Раму. «И более не видался Самуил с Саулом, замечает свящ. историк, до дня смерти своей» (1Цар 15:35). Впрочем пророку не было дозволено долго пребывать в бесполезной скорби: Самуилу было поведено Богом тайно помазать нового царя над Израилем, — это был Давид, младший из сынов Иессея из колена Иудина.

Самуил возвратился в Раму и об нем почти не говорится более в Свящ. Писании до его смерти. В последние дни главным занятием его служила ходатайственная молитва за народ свой и руководствование сынов пророческих, составлявших целое общество пророков, или училище, служившее к распространению духовного просвещения. О силе его молитвы пред Богом неоднократно упоминается в Свящ. Писании и по его смерти (Иер 15:1, Сир 46:16-21). Самуилу приписывается написание некоторых Свящ. книг: так, по свид. самого Свящ. Писания две первые книги Царств писаны преемственно Самуилом, Нафаном и Гадом (1Пар 29:29,30).

Самуил, судивший Израиля с юности все дни своей жизни, умер за два года до смерти Саула в маститой старости, был оплакан всем Израилем и погребен в своем доме в Раме.

Почти во всех отношениях Самуил является лицом весьма замечательным Отрок Самуил служит прекрасным образцом всего, что есть только приятного и любезного в уме и сердце отрока.

С ранних лет привязанность к Иегове, его постоянное служение в святилище, неизменное благочестие, любезный, кроткий нрав, высокое благоволение, приобретенное им в очах Божиих и человеческих, его особенные успехи почти на всех путях несомненно делают его особенно выдающимся примером для детей, юношей и отроков. Муж Самуил осуществил в себе все надежды возложенные на него как на судию Израиля. Святость и правосудие проникали всякую его мысль и каждое действие. Верность Иегове и ревность о благосостоянии Израиля руководили всеми действиями его жизни. В особенности он был мужем молитвы и, как ходатай, он имел особую силу у Бога и всегда получал ответ на свое ходатайство. В Иер 15:1 и в Пс 98:6 он стоит на ряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе (Деян 3:24) и наконец ап. Павел в Ев 11:24 причисляет его вслед за Давидом к лику древних, засвидетельствованных верою.

Могилой Самуила традиционно считается холм ан-Наби Самвил, возвышающийся близ въезда в Иерусалим по шоссе из Тель-Авива. Теодор Лектор утверждает, что византийский император Аркадий в 406 г. перевез кости Самуила в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутой церкви. В 10 в. арабский географ ал-Мукаддаси упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Самуила, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов. В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Самуила из Рамлы в ан-Наби Самвил. В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. Салах ад-Дином. В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Самуила. Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен.

После Шестидневной войны доступ к могиле, прервавшийся в 1948 г., был возобновлен и с 1990 г. после завершения археологических раскопок ее территория была объявлена национальным парком. С конца 90-х участилось посещение могилы религиозными евреями, в частности жителями жилого района Рамот на севере Иерусалима, находящегося на расстоянии около двух километров от этого историко-культурного заповедника.

Метки:

Pages: 1 2

Комментариев к записи: 1 “Пророк Самуил”


  1. Елена сказал:

    +++++ С большой благодарностью вам за ваши публикации!