Преподобный Феофил Киевский
Ноябрь 9th 2011 -
Дни памяти:
28 октября / 10 ноября; 4 / 27 июля.
Фома Горенковский родился в семье священника в г. Махнове Киевской губернии. К семи годам остался круглым сиротою, но, опекаемый Церковью, был зачислен в начальные классы Киево-Могилянской академии.
В 1810 году из Академии его направили на должность диакона в г. Чигирин, однако из-за недостаточных голосовых данных, перевели оттуда пономарем в Обухов. Через два года Фома Горенковский вернулся в Киев и стал послушником Братского монастыря.
11 декабря 1821 года принял постриг, получив монашеское имя Феодорит. Со временем, он стал экономом Братского монастыря. Но душою желал пустынножительства и просил отпустить его в село Лесники под Киевом, где, по преданию, ещё преподобный Феодосий Печерский проводил время постов. Однако в подобном затворничестве ему было отказано, и тогда он решился на особо трудное подвижничество – подвиг юродства Христа ради.
9 декабря 1834 года принял схиму и был наречен Феофилом.
По воспоминаниям современников, академическое руководство не принимало «грязного, оборванного монаха Феофила», но паломники ежедневно шли к нему и глубоко почитали старца, прославившегося своими пророчествами.
Последние годы жизни, с 1849 года, иеросхимонах Феофил провел в Китаевской пустыни.
К известнейшим пророчествам прп. Феофила относятся предсказания основания Преображенской пустыни Киево-Печерской лавры и Свято-Троицкого Ионовского монастыря.
На месте могилы угодника Божьего, преподобного Феофила, где когда-то лежала бронзовая плита, теперь – бетонное надгробие.
Мощи прп. Феофила почивают в южном приделе Свято-Троицкого храма. Немало исцелений свершилось после смерти старца (+1853 г.), «ибо многие недужные и болящие, для которых бессильна была помощь человеческая, вразумляемы были в сновидениях, прибегнув к молитве блаженного Феофила и по своей вере удостоились получить исцеление».
Из слов и поучений преподобного Феофила
- Смотри не сей пшеницы между тернием, а сей на тучной земле; да и тут еще хорошо разглядывай, нет ли лебеды, чтоб не выросло плевелов, заглушая ростки пшеницы.
- Тише едешь, дальше в Царство Небесное попадёшь.
- Нельзя противиться злому. Грешно предаваться грусти. Мы изгнанники на земле. А изгнанникам не дивны оскорбления и обиды. Мы у Бога под епитимией, а епитимия заключается в лишениях и трудах. Мы больны душою и телом, а больным полезны горькие лекарства.
- Любите, любите друг друга любовью святой и не держите гнева друг на друга. Не прельщайтесь ничем; не прилагайте сердца ни к чему земному: всё это оставим здесь, только одни добрые дела пойдут с нами на тот свет.
- Неверов ныне много стало, и многие отстали от стада Христова. Горе им. Ведь Пастырь у нас – Господь. Все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Правда, есть больные и слабые овцы – то есть грешники, – но всё же и они плетутся за стадом. Но веру потерявшие – это те, которые совсем отстали и брошены на съедение зверям.
- Надо больше печься о душе, нежели о теле, чаще молиться и оплакивать свои согрешения, да не только свои, но и ближнего своего; без этого ни одна плоть человеческая не спасётся.
- Молиться надо за врагов. Они большею частью сами не видят, что творят. Да они даже и благодетели наши: нападками своими они укрепляют в нас добродетели, смиряют на земле дух наш, а на небе сплетают нам райские венцы. Род человеческий приходит в изнеможение, подвижники ослабевают в силах и тем только и спасаются, что их гонят и причиняют им скорби.