Его нет здесь: Он воскрес (Мф. 28:6). Икона Воскресения
Май 7th 2014 -
Христос воскресе!
Желая дополнить нашу прошлую публикацию под названием “Краткий обзор иконы Воскресения”, мы считаем необходимым рассказать и о втором варианте иконы Воскресения, существующем в православной традиции и отличающемся от иконы “Сошествие во Ад”. Эта икона полностью основана на евангельских свидетельствах.
Рассмотрим элементы, составляющие это изображение. Центром композиции являются пустой гроб и Ангел, сообщающий женам-мироносицам о Воскресении Христа. Изображение дополняется образами жен-мироносиц и в редких случаях спящими воинами.
Эту сцену с незначительными отличиями описывают все Евангелия: Мф. 28:1-7, Мк. 16:1-7, Лк. 24:1-8, Ин.20:1-10. Главным здесь является место, куда положили Господа, где теперь остался лишь погребальный саван. И некий юноша сообщает удивительную весть о Воскресении пришедшим.
Точный год, когда случилось Воскресение Христа, не установлен. Однако известно, что это произошло ночью. Рано утром в воскресенье несколько женщин, называемых мироносицами, приблизились к гробу, куда было положено мертвое тело Христа: “Мария Магдалина и другая Мария” (Мф. 28:1), “Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия” (Мк. 16:1), “Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними” (Лк. 24:10), “Мария Магдалина” (Ин. 20:1). Единственная женщина, имя которой упоминают все четыре Евангелия, – это Мария Магдалина.
Жены-мироносицы вместе с Богоматерью, как гласит традиция, изображаются на иконах Воскресения с сосудами в руках. Эти сосуды наполнены миром, которым они хотели помазать тело Иисуса. Обычно изображаются лишь две фигуры – Богоматери и святой Марии Магдалины как главных “представительниц” мироносиц. На их лицах читается удивление перед невероятным зрелищем, в то время как на некоторых других иконах можно заметить и их волнение: “Кто отвалит нам камень от двери гроба?” (Мк. 16:3). Показывая свое удивление, они подносят руки к лицу и стоят, пораженные увиденным.
В пустом гробе мы можем увидеть зрелище, открывшееся перед мироносицами: они увидели лишь саван, в который было завернуто тело Христа и плат, которым была покрыта Его голова. Эту деталь о погребальных пеленах приводит евангелист Лука, говоря, что апостол Петр наклонил голову, чтобы рассмотреть могилу: “Петр встав побежал ко гробу, и наклонившись увидел только пелены лежащие” (Лк. 24:12). Евангелист Иоанн сообщает и о наличии плата: “Другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый, и наклонившись увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб“ (Ин. 20:4-5), “Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте” (Ин. 20:6-7). Следуя последней отсылке, на иконах среди пелен различается и плат. Он помещен отдельно от других пелен.
Рядом с гробом изображен, как правило, один, а порой и два Ангела, одетых в белые одежды: “Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем” (Мф. 28:2); “И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись” (Мк. 16:5), “Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих” (Лк. 24:4), “Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса” (Ин. 20:11-12). Среди всех евангельских упоминаний два говорят об одном, а два других о двух Ангелах. Этому отличию, не имеющему существенного значения, следуют и православные иконописцы.
Обычно изображение дополняется надписью – словами Ангела, которые являют собой послание не только для жен-мироносиц, но и для всех нас. Слова Ангела, если не принимать во внимание определенные различия, могут быть сведены к следующему: “Его нет здесь: Он воскрес” (Мф. 28:6, Мк. 16:6, Лк. 24:6).
Единственный аспект, в котором икона Воскресения несколько рознится с евангельскими свидетельствами, – это наличие на ней в некоторых случаях образов спящих воинов. Хотя никаких соответствующих ссылок в Евангелиях нет.
Большой интерес представляет икона XVI века афонского монастыря Дионисиат. На ней объединяются два православных иконографических сюжета: преобладают черты изображения “Сошествия во Ад”, в то время как в нижней части иконы представлены все элементы композиции с пустым гробом.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Метки: Воскресение