Иверская икона Божией Матери (видео)
Февраль 24th 2011 -
III. Икона Иверской часовни в Москве (XVII век)
Начало и происхождение Иверской иконы Богоматери в часовне при Воскресенских воротах в Москве покрыто завесою таинственности, как и происхождение многих чудотворных икон. Часовня, в которой находится сей благоговейно чтимый образ, издревле принадлежала Николаевскому Перервинскому монастырю, и в нем могли сохраниться документы в отношение к святой Иверской иконе. Но ученый составитель истории этого монастыря, принадлежавший к Перервинской семинарии и пользовавшийся архивом, еще не расхищенным неприятелями, писал в начале настоящего столетия: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того неизвестно» . Немало исследовано нами рукописных памятников XVII века в архивах Москвы, и после всех наших изысканий мы должны сказать то же самое. Нам представляется верным, что это не есть та икона, которая принесена в Poccию в 1648 году, как это без всяких оснований стали утверждать некоторые писатели со 1842 года, ибо святая икона, что в Иверской часовне, высотою, а особенно широтою значительно превосходит афонскую, – а по письмам архимандрита Пахомия к царю Алексею Михайловичу и архимандриту Никону присланная им в Москву в 1648 году икона не разнится ни в чем от афонской, ни шириною, ни длиною, ни ликом. Есть и другие важные основания, ниспровергающие вышеприведенное мнение новейших писателей. Но это, конечно, не умаляет священного достоинства и славы самим Богом прославленной св. иконы.
Часто благодать Божия проявляется там, где ее и не ожидают. Господь для проявления своей Славы избирает людей не знатных и славных, но худородных и уничиженных (1 Кор. I, 26–28). Подобное бывает иногда и со святыни иконами. Казанская икона Божией Матери обретена в земле на месте, где стояла печь в доме стрельца. Список Казанския иконы Божией Матери в Тобольске немало времени стоял на паперти церковной в чулане лицом к стене и потом дивно прославлен Богом. Грузинская икона Богоматери, прославившаяся в 1654 году во время чумы в Алексеевском московском монастыре, долго пред тем стояла в стене между церковного утварью. Калужская обретена под кровлею (на чердаке) частного дома. Кто уразумеет ум Господень или кто советник Ему быстъ (Римл. XI, 34) Он Сам прославил и святую икону «Вратарницу Московскую» не менее, чем самую Афонскую.
Из документов Николо-Перервинскаго монастыря видно, что часовня между Неглиненских (теперь Воскресенских) ворот построена от этого монастыря около 1659 и не позднее 1660 года для подаяния, православных христиан того монастыря в церковь, и при ней постоянно находился старец. По всей вероятности, прямо или вскоре после построения часовни поставлен был в ней список Иверской иконы Богоматери. Эта часовня обращена была лицом к Красной площади или находилась при внутренней стене ворот до 1680 года. Снаружи же в простенках этих ворот стояла лавка, сначала принадлежавшая вдове Василисе Афанасьевой, а потом перешедшая к Перервинскому монастырю. Эта монастырская лавка стояла до 1680 года, когда Неглиненския ворота за ветхостью были разобраны.
На месте прежде бывшей снаружи ворот и разобранной лавки Перервинскаго монастыря поставлена часовня этого монастыря с Иверскою иконою Богоматери: эта последняя уже тогда была благоговейно чтима и носима по домам граждан и даже самое место около часовни было особенно чтимо. В 1735 году образ Иверския Богоматери в Иверской часовне был облечен серебряною ризою на подаяния доброхотных жертвователей. В 1738 году переведена с греческого на славянский язык служба Иверской Божией Матери, учителем московской славяно-греко-латинской академии иеромонахом Димитрием Раевским (или Раиеским) и греком монахом Иоакимом.
Из двух самых древних описей Иверской часовни, относящихся к 1748 году, видно, что на главном, среднем месте в часовне стояла (как и ныне) настоящая икона Иверской Божией Матери: ризы на Спасителе и Богоматери были серебряные накладные, также и поля серебряные чеканные и вызолочены. Убрус и венцы украшены дорогими каменьями и жемчугом. Затем описаны привески: один российский золотой и другие монеты, серьги, два креста. По левую сторону стоит новый образ Иверския Богоматери, списан с настоящей иконы: на нем поля и оплечья серебряные чеканные. Венец на Спасителе чеканный серебряный, венец на Богоматери чеканный серебряный с изображением херувимов и ангелов; убрус и ожерелья, низанные жемчугом, украшены дорогими каменьями, внизу у Богоматери и Спасителя поднизаны изумруды (46 штук), рублевики, полтинники и другие монеты. Так как этот список называется в описи 1748 года новым, то, значит, сделан незадолго до этого времени.
Около 1758 года настоящая Иверская икона Божией Матери была еще более украшена драгоценными камнями и жемчугом от привесных вещей. Над челом Ее на убрусе стали блистать звезды из бриллиантов. По описи 1763 года по обеим сторонам короны Богоматери были два ангела серебряные, чеканные, местами позолочены, на обоих ангельских венцах 16 алмазов; весу серебра в ризе и венцах было 35 фунтов 24,5 золотника. На новый список иконы Богоматери сделана серебряная позлащенная риза из тех же привесков, да госпожа Татьяна Абрамова Юшкова собрала на этот предмет от разных деталей 100 рублей. На ризе этой иконы была сделана следующая надпись: «Совершися риза сия при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны всея России и при наследнике ея внуке Петра I благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и благоверной Государыне и Великой Княжне Анне Петровне, сделана же от подаяния доброхотных и добролюбивых дателей и к Ней Божией Матери усердие имеющих, в бытность игумена Кирилла, искусством и художеством благолепия церковного производителя Василия Матвеева сына Щукина от Р. X. 1758 года месяца Ианнуария». Весу серебра в этой ризе было 27 ½ фунтов; из украшений ее особенно выдавались две фигуры на убрусе Богоматери: одна на подобие солнца, другая на подобие 12 звезд; в средине их была луна, все это из бриллиантов и дорогих каменьев.
В 1782 году найдено было необходимым разобрать прежде устроенную каменную Иверскую часовню: вместо нее сделана деревянная более вместительная. В 1801 году она была одета снаружи со всех сторон белою английскою жестью с бронзовыми по местам барельефами, покрыта белым же листовым железом, а наверху поставлен ангел с крестом, вылитый из меди и вызолоченный чрез огонь.
Еще в 1777 году донесено было перервинским начальством митрополиту Платону, что низанный жемчугом убрус на образе Божией Матери, находящемся в Иверской часовне, от долгого времени и частого ношения иконы в дома осыпался. В 1788 году преступлено было к устроению новой ризы. Работа была разделена между троими мастерами. Драгоценные камни и жемчуг, составлявшие прежнее украшение иконы, употреблены ювелиром Авраамом Вернбергером на новые украшения, с прибавлением некоторой части нового материала. Корона сделана из драгоценных камней на серебряной основе, а риза, венцы и поля – из золота. На золотых полях вставлены на финифтяных кругах изображения апостолов (всех двенадцати) и других святых ветхо- и новозаветных. На верху по сторонам короны на тех местах, где по прежней описи были ангелы, сделаны два финифтяных украшения с надписями. На одной стороне над правым плечом Богоматери сделана греческая надпись, означающая по-русски «Матерь Божия, Вратарница Иверская, милостивая»; на другой стороне – «Устроена вновь cиa риза и поля с венцами из злата и короною из драгоценных камней по усердию благочестивого вкладчика, тщанием же Святейшего Правительствующего Синода Члена, Их Императорских Высочеств в законе учителя, преосвященнейшего Митрополита Московского и Калужского, Свято-Троицкия Сергиевы лавры Священно Архимандрита Платона в 1790 году. Весу во всем окладе и венцах 27 фунтов и 59 золотников , золото каждый золотник по три рубля и шестидесяти и пяти копеек, а всего 9 тыс. 677 рублей 97 копеек, кроме работы и прочего».
В 1812 году, во время нашествия французских полчищ, когда жители бежали из Москвы в виду наступавшего неприятеля, чудотворная Иверская икона Богоматери была вывезена во Владимир преосвященным Августином, управлявшим тогда московскою епархиею.
«Первого числа сентября, – пишет современник, архимандрит Перервинский Лаврентий, – в воскресенье, в 12 часу вечера преосвященный Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве графа Ростопчина о том, что по причине нечаянного решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повеление немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирской, что в Успенском соборе, Иверской и Смоленской. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирской Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена преосвященным Иринеем, епископом Смоленским; а за иконою Иверскою послал меня. Я приехал в часовню хотя и в ночное уже время, однако же, застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящие свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы.
Посему, чтоб неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением псаломщиками Богородичных стихов перенести икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для болящего, как то обыкновенно бывает, а на место нее поставить список той иконы, что, беспрепятственно от народа, было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященного. В ночь, весь город находился в беспрестанном движении, а зарево с Можайской стороны освещало до половины неба, так что на улицах от него было светло. По возвращении моем в дом преосвященного, Владимирская икона Богородицы была уже привезена. И так преосвященный, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир, в 2 часа утра, 2 сентября, в понедельник». Из Владимира архиепископ Августин отправился 10 сентября в Муром, откуда 23 октября прибыл опять во Владимир, а 27-го числа святые иконы торжественно провожены из этого города в Москву.
В 1818 году государь император Александр Павлович пожертвовал на убрус Иверской иконы Богоматери звезду с большим сапфиром, осыпанную 22 бриллиантами и розами, ценой в 8500 рублей.
Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя отдана доверенному от московского мещанского общества Дмитрию Михайловичу Рыбникову: для Новоиерусалимскаго монастыря сделан упомянутым обществом точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот, и на него возложена полученная от часовни риза со списка Богоматерней иконы. Этот образ поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года.
Немало ходит в Москве устных сказаний о благодатных знамениях от этой святой иконы Пресвятой Богородицы. Святая Иверская икона носит на себе свидетельства дивного милосердая Божией Матери к страждущим – это привески из драгоценных металлов (с изображением членов тела), нередко приносимые лицами, избавленными Ею от тяжких болезней, или молящимися об избавлении.
Метки: Богородица, икона Богородицы