Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неопалимая Купина»
Сентябрь 16th 2010 -
Россия, начало ХIХ в.
Но как только Моисей приблизился к этому чудесному месту, из горящего куста явился Ангел и раздался Голос, поразивший его еще больше, чем несгораемый куст. Голос назвал Моисея по имени и обратил внимание на дерзость, с которой он, простой смертный, посмел прийти на Святую гору и приблизиться к Неопалимой Купине.
Ангел просил не подходить ближе и потребовал снять обувь, т.к. это место святое. Моисей не только разулся и не стал приближаться к несгораемому кусту, но и накрыл лицо платком, т.к. боялся смерти, которая, по еврейским поверьям, обязательно наступит, если кто-то увидит Ангела.
Позднее именно поэтому молодая дева Мария, увидев Архангела Гавриила, от страха забилась в угол и не могла произнести ни слова. Моисей, однако, был избранником вовсе не для смерти, а наоборот – для спасения от смерти и издевательств евреев, что в будущем принесет ему славу и почести.
Но для этого, продолжал Ангел, Моисей должен вернуться в Египет, из которого бежал, убедить еврейский народ покинуть страну, в которой он жил уже четыреста лет, потом потребовать от фараона, чтобы тот отпустил евреев-рабов из своей страны.
Для Моисея, простого пастуха, не имевшего никакого влияния ни на кого: ни на евреев, ни на египтян, ни, тем более, на фараона, было безумием согласиться на выполнение такого Божественного плана, но об этом – в следующий раз. Сегодня — вовсе не об истории Моисея, а о том, как толкуется образ Неопалимой Купины в Новом Завете, в православии и как он воплощается в русской иконографии.
Отцы Церкви в Ангеле видят Бога-Отца, некоторые говорят о Сыне-Боге, а Неопалимая Купина являет собой и прообразует Таинство Боговоплощения и Деву Марию, вместившую Невместимого Бога. Неопалимая купина — символ вечного Приснодевства Богородицы, бывшей Девой до Рождества, осталась Девой во время Рождества и пребывала Девой после Рождества.
На этом догмате и богословском толковании образа Неопалимой Купины основана русская иконография, канон которой окончательно утвердился к XVI веку. В каноне главный акцент сделан даже не столько на Приснодевстве, сколько на заступничестве Богородицы за людей перед Сыном и как в этом заступничестве служат Им силы Небесные и земные.
Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.
Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.
Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.
Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.
Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:
Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.
Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.
Благодатью Своею от иконы Неопалимая Купина Матерь Божия избавляет дома почитающих Ее от пожаров.
Она одна из самых сложных символических иконографических композиций.
Зеленый цвет верхнего ромба — цвет купины — горящего и несгорающего куста.
Цвет красного четвероугольника — символ Божественного огня, объявшего купину.
К правому плечу Богородицы прислонена лестница — «лествица» Иакова, как и купина — ветхозаветный прообраз Божией Матери.
В лучах красного ромба изображаются символы евангелистов.
В зеленом ромбе и между лучами пишутся бесплотные силы и святые.
В руках архангела Михаила жезл.
Гавриил изображается с ветвью.
Рафаил — с алавастром.
Уриил — с огненным мечом.
Селафиил — с кадилом.
Варахиил — с виноградной гроздью.
Вверху иконы — Ветхий Деньми.
внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа).
В левом верхнем углу — Моисей с Неопалимой Купиной.
в правом верхнем углу — Исаия с горящим углем.
слева снизу — Иезекииль с вратами.
справа внизу — Иаков с лествицей.
Образ «Неопалимой купины» — один из самых почитаемых в народе. Ему молятся при пожарах о спасении от огня, икону обносят с молитвой при пожарах вокруг не сгоревших изб. Поэтому в последнее время рядом с пожарными частями возводят часовни, посвященные «Неопалимой Купине».
Существует около ста пятидесяти образов этой иконы, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга: какие-то иконы изображают буквальную историю Моисея и Неопалимой Купины, другие — соединяют ветхозаветную историю с новозаветным ее толкованием; есть только новозаветные иконы с толкованием Неопалимой Купины как образа Богородицы;
Празднование сей иконе совершается, кроме 4 сентября, еще в 6 -ю неделю по Пасхе, потому что в эту неделю свято чтимая икона с крестным ходом была перенесена в новоустроенный для нее храм и совершено его освящение.
Pages: 1 2