Вступительное слово его Божественного Всесвятейшества Вселенского Патриарха Кира Варфоломея к Собранию Предстоятелей Православных Церквей
Март 8th 2014 -
(Фанар, 6 марта 2014 г.)
Блаженнейшие всечестнейшие во Христе Братья, Предстоятели Святейших Православных Церквей со всеми почтенными сопровождающими Вас, Добро пожаловать в придвория нашей Церкви, мученического и исторического Вселенского Патриархата, смиренного сего во Христе служителя единства всех нас. Из глубины сердца благодарим за труды любви, которая привела вас сюда: вы с усердием откликнулись на наше приглашение.
Славу и хвалу воссылаем в Троице покланяемому Богу нашему, что сподобил нас, — кому поручена благодатью и милостью Его ответственность руководить Поместными Автокефальными Православными Церквами, — вновь сойтись и на еще одно собрание наше, шестое по счету со времени зарождения сего благословенного обычая в 1992 году, немного спустя после восшествия на Трон Константинополя нашей Мерности. «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе», — возглашаем мы вместе со священным Псалмопевцем. Сердце наше исполнено радости и веселия, когда мы принимаем вас и объемлем каждого из вас в любви нелицемерной, с глубочайшим почитанием и с упованием, что наше собрание принесет полезные плоды.
Воистину велик, благословен, и, можно сказать, историчен сам факт нашей встречи! Дыхание Утешителя собрало нас; и очи всех людей, церковных и внецерковных, напряженно обращены к сему Собранию в ожидании слова назидания и утешения, в котором так нуждается современный человек.
Это увеличивает и углубляет нашу ответственность, вынуждая нас ревностно взыскать в горячей молитве помощь Свыше для предлежащих нам трудов, без которой мы «ничего не можем творить» (см. Ин. 15, 5). Посему и мы смиренно молимся Устроителю Церкви Господу, чтобы Он преизобильно благословил труд наш и управил бы Духом-Утешителем сердца, помышления и решения наши во исполнение святой Его воли, во укрепление и возрастание в более тесное единство всех нас, и во славу Святого в Троице Бога.
Вспоминая предыдущие Ассамблеи Предстоятелей Православных Церквей, каждая из которых, божественной благодатью, увенчалась полным успехом, мы, исполненные благодарности, приводим на память преставившихся и окончивших блаженный путь свой участников этих собраний: Предстоятелей, приснопамятных Патриархов — Парфения и Петра Александрийских, Игнатия Антиохийского, Диодора Иерусалимского, Алексия Московского, Павла Сербского, Феоктиста Румынского, Максима Болгарского, и Архиепископов — Хризостома Кипрского, Серафима и Христодула Афинских, Василия Польского, Дорофея Чешского и Словацкого, вклад которых в успех состоявшихся Ассамблей был чрезвычайно конструктивным, показав и нам, их преемникам, пример для подражания и вверив нам сокровище, которое мы должны хранить. Вечная им память!
Мотивы, которыми мы руководствовались в нашей инициативе по созыву настоящего Собрания, уже известны вам из пригласительного Послания, направленного вашей любви. «Отвне нападения, внутри страхи», — написали мы, вторя словам Апостола (2 Кор. 7, 5). Святая наша Церковь, пребывая в мире, всегда потрясается историческими смутами, порой весьма разрушительными. В таковые критические моменты, через которые мы проходим, смуты сии особенно ощутимы в географических местностях, где зародилась, развивалась и укреплялась христианская Церковь — в древнеславных старейших Патриархатах Святейшей Православной Церкви. Там господствует насилие, часто во имя религии, угрожая жизни всех верующих во Христа, независимо от их вероисповедования. Со скорбью и с великим беспокойством мы видим, как преследуются христиане, разрушаются и оскверняются священные храмы, берутся в заложники и убиваются священнослужители, монахи, и даже архиереи. Так, например, давно были взяты в плен и пропали без вести Митрополиты Павел Алеппийский, принадлежащий старейшей Антиохийской Патриархии, и Yuhanna Ibrahim из Сирояковитской Церкви.
Пред лицом сего явления, угрожающего и самому существованию Православных Церквей, мы призываем возвысить голос протеста нашего, не как разрозненных индивидов или Церквей, а как цельной единой Православной Церкви во всей вселенной.
Однако в нашу эпоху преследование веры во Христа не ограничивается вышеупомянутыми формами открытого преследования. Велика также и опасность, происходящая от стремительного обмирщения обществ, некогда бывших христианскими: Церковь Христова там вытесняется на периферию общественной жизни, основополагающие духовные и этические принципы Евангелия искореняются из жизни людей. Православная Церковь, конечно же, никогда не поддерживала насильственного насаждения людям евангельских начал, полагая свободу человеческой личности превыше всяких объективных правил и ценностей. Не в природе и не в моральной установке Православия — принуждать кого-либо в какой бы то ни было форме. Православная Церковь подходит к вопросам этической жизни человека как глубоко личным для каждого человека; и разрешаются они в личном и свободном контакте каждого верующего со своим духовником, а не с мечом закона. Однако, это ни в коей мере не освобождает Церковь от обязанности воплощать в современном мире евангельские начала, даже когда они вступают в конфликт с идеологической установкой того или иного государства.
Наша Православная Церковь характеризуется своей приверженностью древнему преданию, и должна пребывать таковою всегда, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» (Евр. 13, 8). Но история движется вперед, и Церковь в каждую эпоху должна прислушиваться к проблемам человека. Приверженность преданию Церкви не означает окаменение Церкви, безразличие к проблемам данной эпохи. Проблемы нашей современности отличаются особой напряженностью, и мы должны относится к ним с вниманием.
Одна из них вызвана стремительным развитием технологий и построенной на них глобализации. Православная Церковь всегда была универсальной в своем мышлении и устроении. Ее миссия всегда заключалась в том, чтобы найти подход и объять в тело Христово «все народы», независимо от расы, цвета (кожи) и других физических особенностей. Однако, Православная Церковь, применяя такой универсальный подход, всегда бережено почитала национальные особенности каждого народа, его мышление и традиции. Сегодня технологический прогресс объединяет народы и это, несомненно, имеет благотворные последствия для распространения знаний и информации. При этом он становится каналом для пропаганды и для косвенного насаждения некоторых моделей цивилизации, которые не всегда сообразуются с традиционными особенностями народов. Использование достижений технологии не должно применяться безрассудно, когда не осознаются связанные с ними опасности. Церковь должна проявить трезвое внимание к сему вопросу.
Сопряжена с этим и тема стремительного развития научных достижений, которому во многом поспособствовал технический прогресс, особенно в области биотехнологий. Возможности современной науки дошли до того, что стало возможным вмешательство в самую сокровенную сущность природы, когда генетическое программирование может способствовать исцелению болезней, поднимая при этом серьезные этические вопросы, на которые Церковь может и должна ответ. Должно признать, что Православная Церковь не проявила особой восприимчивости к данной проблеме. В течение нашей предыдущей Ассамблеи в 2008 году было решено основать Межправославную Комиссию по Биоэтике, которая, по инициативе Вселенской Патриархии, собралась на Крите для первого заседания. Однако реакция братских Церквей не поспособствовала продолжению усилий. Надеемся, что сие возобновится в ближайшем обозримом будущем, дабы был услышан голос Православия в отношении столь важной темы.
Внимая текущим экзистенциальным проблемам человека, Православная Церковь должна продолжать прилагать усилия и к защите природной окружающей среды. Первой из всех в христианском мире, кто указал на критическую ситуацию в данном вопросе, была Вселенская Патриархия. Начинание сие было продолжено еще Патриархом Димитрием, блаженным предшественником нашим, в 1989 году, через серию международных научных симпозиумов под нашей эгидой. Православная Церковь долго оставалась единственным христианским голосом по этой серьезной теме. Сегодня и другие христианские церкви и конфессии придают должное значение сему критическому вопросу. Однако, внося свой вклад, проистекающий из ее литургической и аскетической традиции, Православная Церковь, как никто другой способствует разрешению сего кризиса, который из-за корысти и эвдемонизма современного человека грозит катастрофой всему творению Божьему.
Наконец, Святейшая наша Церковь должна прислушиваться со вниманием и состраданием к проблемам человечества, порожденным экономической инфраструктурой современного мира. Все мы становимся свидетелями негативных последствий в отношении достоинства и выживания человеческой личности из-за экономического кризиса, поразившего скорбью человечество во многих регионах земли, и особенно в странах, считающимися экономически «развитыми». Безработица среди молодежи, увеличение числа малоимущих, неуверенность в завтрашнем дне — все сие говорит о том, что современное человечество далеко отстоит от претворения в жизнь Евангельских идеалов, за что и мы несем ответственность, когда наши пастырские попечения исчерпываются лишь заботой о «духовном», и мы забываем, что человек нуждается в пропитании и элементарных материальных средствах, чтобы мог он жить в достоинстве, как личность — образ Бога. По этим вопросам голос Православия должен быть услышан, чтобы признали в Православии хранителя Истины и верного приверженца Евангельских принципов.
Чтобы все сие могло иметь место, возлюбленные о Господе Братья, необходимым является одно условие — единство нашей Церкви и способность сформулировать единое слово современному человеку. Этим предлежит заняться настоящему Собранию нашему, всем нам вверена ответственность за единство Святейшей нашей Церкви.
Как известно, Православная Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей, которые действуют в рамках, положенных Священными Канонами и руководящими Томами об автокефалии и которые обладают в полноте правом самоуправления без всякого вмешательства извне. Это устроение, которое завещали нам Отцы наши, есть благословение, которое нам надлежит хранить как зеницу ока. Чрез таковое устроение избегается всякое уклонение в чуждое Православной экклезиологии понимание, допускающее всемирное господство какой бы то ни было Поместной Церкви или ее Предстоятеля. Православная Церковь есть «кинония» (соучастное общение) автокефальных и самоуправляемых Православных Церквей.
Однако в этом пункте как раз возникает серьезный вопрос: как и каким образом выражается «кинония» Православных Церквей? Исторический опыт показал, что автокефальные Церкви часто ведут себя как самодостаточные Церкви, как бы говоря остальным Церквам: «ты мне не надобна» (1 Кор. 12, 21). Вместо того, чтобы искать сотрудничества с другими Православными Церквами по вопросам, относящимся ко всему Православию в целом, они действуют самочинно, развивая двусторонние отношения с неправославными, иногда даже в духе некоего антагонизма. Другие автокефальные Церкви вырабатывают свою собственную позицию относительно неправославных, не принимая активного участия во «всеправославно» установленной деятельности. Принятые соборно и «всеправославно» постановления, случалось, не соблюдались некоторыми Церквами, как было не так давно, несмотря на то, что они их сами подписали. И что мы можем сказать о тех случаях, когда самоуправно ставятся под сомнения канонические нормы между братскими Церквами, что порождает искушения и порой вносит распри в их кинонию-общение. Все сие выявляет необходимость в некоем [регулирующем] органе, учрежденном официально или неофициально, который решал бы все возникающие расхождения и проблемы во избежание разделений и распрей.
Метки: Всеправославный Собор
Pages: 1 2